Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Нужно ли говорить благословение на новом месте?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Вопрос:

Скажите, если я ем в одном месте, а затем продолжаю трапезу в другом, должен ли я говорить благословение на пищу заново?

Ответ раввина:

Вы задаете важный вопрос, ответ на который зависит от немалого количества деталей. Поэтому постараюсь раскрыть эту тему подробно.

Общее правило

Если человек ел в одном месте, а затем перешел в другое, это считается перерывом в трапезе и, если он захочет ее продолжить, он должен сказать благословение на пищу в очередной раз, вне зависимости, продолжит ли он есть на новом месте или вернется на старое.

Какое благословение нужно сказать при перемещении из одного места в другое?

По мнению кодекса законов Шульхан арух, тот, кто меняет во время трапезы место для принятия еды, должен сказать последнее благословение на пищу, которую он ел до сих пор, и первое благословение на продолжение еды. И этого мнения придерживаются часть сфарадим.

По мнению Рама, необходимо сказать лишь первое благословение на продолжение еды. Это мнение разделяют ашкеназим и часть сфарадим.

Что считается тем же местом, а что — другим?

Переход из одного дома в другой или из дома во двор считается переходом в другое место. Однако же перемещение из одного угла в другой в одной и той же комнате или из одного угла в другой во дворе, огражденном забором,  –  считаются перемещениями в пределах одного места.

Есть спор между законодателями относительно человека, который перешел из одной комнаты в другую: считается ли такой переход сменой места? Если же человек с момента начала трапезы намеревался перейти в другую комнату, с точки зрения всех, это не считается переменой места. Подобным образом, если человек привык в течение трапезы переходить из одной комнаты в другую, – это не считается переменой места.

Из вышесказанного следует, что, если человек во время благословения не имел намерения перейти в другую комнату, ему не стоит во время трапезы переходить в другую комнату. Если он все же перешел, ему не следует говорить дополнительных благословений на продолжение трапезы.

Человек, который ест на открытой местности, не огражденной забором (например, в парке, лесу и т.д.), может перейти из одного места в другое, и это не будет считаться сменой места до тех пор, пока прежнее место находится в пределах видимости. Но если из нового места невозможно увидеть прежнее из-за большого расстояния или по какой-то другой причине (например, если его закрывает широкое дерево или холм), – это считается сменой места, и нужно заново говорить благословение.

Если изначально во время благословения человек планировал закончить трапезу в другом месте, это не означает смены места, даже если из нового места нельзя увидеть прежнее.

Другая квартира и балкон

Если человек перешел из одной квартиры в другую, принадлежащую другому человеку, –  такой переход считается сменой места, даже если обе квартиры находятся в одном подъезде.

Есть спор между законоучителями относительно человека, который вышел из квартиры на лестничную клетку: часть законоучителей считает, что такое действие приравнивается к смене места из одной квартиры в другую, другие же убеждены, что этот выход на лестницу подобен переходу из одной комнаты в другую.

Существует также спор относительно человека, который вышел на закрытый балкон: есть законоучители, которые считают, что это подобно переходу из одной комнаты в другую; другие же говорят, что выход на открытый балкон подобен ситуации, когда человек покидает один дом и приходит в другой.

Если же речь идет о закрытом балконе, все законоучители согласны с тем, что это подобно переходу из одной комнаты в другую.

Пища, обязывающая произносить благословение на месте трапезы

По мнению Рама (и этого мнения придерживаются ашкеназим и часть сфарадим), если человек съел по крайней мере кезайт хлеба или остальных видов пищи, обязывающих произносить благословение на месте трапезы, и перешел в другое место, это не считается сменой места. К этим видам еды относятся следующие: хлеб (есть мнение, что и все злаки), и есть точка зрения, что все «семь плодов» Земли Израиля (пшеница, ячмень, оливки, финик, виноград, инжир, гранат).

Часть людей осталась

Если группа людей участвовала в совместной трапезе и вышла из помещения, оставив за столом хотя бы одного человека, а затем вернулась, они не должны говорить на пищу благословение заново.

В пути

Человек, который ест в пути (например, сосет конфету или грызет семечки), говорит благословение один раз, и в течение времени, пока он не отвлекся от процесса, может продолжать есть, даже если отдалился на большое расстояние от первого места. Даже если человек начал есть дома, но во время благословения имел намерение выйти на улицу, он может продолжать есть на улице и не произносить благословение заново.

Также, если начал есть в машине, может продолжить есть без дополнительного благословения и после выхода из транспорта.

Проверьте свои знания

Пройдите тест и проверьте, насколько хорошо Вы усвоили эти законы.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому