«И сделал Ноах всё так, как приказал ему Всесильный».
Берешит (6:22)
…Был у Сабы из Слободки, благословенна память праведника, ученик. Своим проницательным взглядом видел рав благословение на этом ученике, и что будет он выдающимся светочем в Торе.
Талантливым педагогом был Саба и никогда не ошибался в своих оценках.
Со временем стало известно имя того ученика – “учитель из Мира”, раби Иерухам Алеви Лейбович, благословенна память праведника, которого рав Деслер, благословенна память праведника, называл “великий из углубившихся в нашем поколении”.
Саба из Слободки был как источник неиссякающий, сокровище, полное мудрости и мусара (еврейской этики), который вырастил целые поколения славных учеников. Но этот редкий бриллиант требовал особой шлифовки. Послал его Саба из Слободки в дом учения Сабы из Кельма, благословенна память праведника, великого ученика раби Исраэля из Саланта, благословенна память праведника, основателя движения мусар.
Это произошло в последний год его жизни. Уже десятки лет был болен Саба из Кельма тяжелой сердечной болезнью, забирающей у него силы. Однако он не сдавался. Продолжал соблюдать строгий распорядок дня – спал два с половиной часа в день, просыпаясь каждые полчаса, чтобы не пробовать вкуса смерти. Учился по двенадцать часов непрерывно и стоя. Рассказывали, что он поставил для себя шаткий стол, не укрепленный гвоздями: если вдруг заснет на нем, то упадет!
Врачи прописали Сабе строгую диету и определили, что естественным образом ему не выжить. Не единожды он был вынужден прервать молитву – даже молитву амида – из-за своего больного сердца. Во время урока мусара из его горла начинала течь кровь. Он пережидал несколько минут и продолжал урок. После этого он падал без сил…
Наставляющие письма своим ученикам (собранные в книгах «Хохма умусар», «Ор Рашаз» и «Письма Сабы из Кельма») он писал отрывками, так как не мог писать их непрерывно, за один раз.
Его болезнь прогрессировала, и в последний год его жизни, когда каждый шаг для него был связан с мучениями, и каждое действие – с трудностями и усилиями, послали раби Иерухама учиться у него.
Во всех домах учения на входе есть раковина для омовения рук перед молитвой. В те дни не было водопровода и воду для омовения рук наливали из бочки с водой в таз.
Когда раби Иерухам пришел в дом учения, то увидел почитаемого Сабу, сердечнобольного, которому было уже за восемьдесят, несущего тяжелый, полный таз с водой, чтобы вылить его. Поспешил раби Иерухам протянуть руки, чтобы взять у него таз – и начал свое обучение с ужасной ошибки! Раби Саба посмотрел на него и сказал: «Кто ты такой, что осмелился отобрать у меня огромную заслугу обслуживать учеников, приходящих в дом учения!..»
Когда он вылил воду, приветствовал раби Иерухама миром и дал ему первый незабываемый урок: «В тот час, когда целый мир рушился, Ноах и его сыновья были избраны, чтобы основать новый мир. За какую заслугу они были избраны, что требовалось им сделать? Требовалось целый год обслуживать животных и птиц, насекомых и пресмыкающихся! «Мир милосердием строится», нет большей обязанности и большей заслуги, чем творить милосердие, делать добро ближнему! И для этого есть разные ступени: Ноах делал добро животным, праотец Авраам – неевреям, а Моше Рабейну пошел к своим братьям и, увидев их страдания, подставил плечо, чтобы помочь каждому. Не говоря уже об оказании добрых дел ученикам Торы. Но главное – помогать всеми силами!»
Счастливы габаи (старосты) синагог, счастливы те, кто берет на себя часть уборки в малом Храме (синагоге), заботясь о том, чтобы привести в порядок сидуры (молитвенники) и накрыть столы, организовать выход к Торе и следить за тишиной во время молитвы и чтения Торы. Как велика их плата, как многочисленны их заслуги, как мы должны быть им благодарны.
И от общественного – к личному. Прежде всего, обязанность делать добрые дела, должна выполняться, дома. В законах милосердия сказано: «ближний – прежде» (Трактат Кидушин, 21), поэтому, это не только обязанность, но и большая заслуга. Помочь помыть посуду, выбросить мусор, навести порядок. Ибо не только «мир милосердием строится». Семейная жизнь тоже строится милосердием. Несением бремени и его облегчением.