1. Адам
Рош а-Шана, глава еврейского года, совпадает с шестым днем творения – тем днем, когда Бог создал Адама, первого человека. Это отнюдь не случайно: Бог специально выбрал день такой рождения для первого человека, чтобы он совпал с началом еврейского Нового года.
Почему мы празднуем Рош а-Шана в годовщину рождения человечества, а не в годовщину создания Вселенной (25-го Элула, шесть дней назад)? Потому что мы, потомки Адама, играем неотъемлемую роль в Творении.
Бог создал мир несовершенным. Наша задача — использовать каждый наступающий год, чтобы заполнить все возможные пробелы и совершенствовать мир, придавая ему Божественность и святость, выполняя хотя бы по одной заповеди каждый раз.
2. Хава
Вскоре после того, как из земного праха был создан Адам, Бог определил, что «человеку нехорошо быть одному» 1, и создал Хаву (Еву), первую женщину. Таким образом, Рош а-Шана — это годовщина рождения первого мужчины и первой женщины.
По иронии судьбы, хотя Хава была образцом фертильности — само имя Хава означает «мать всего живого».2 Другие женщины, о которых мы собираемся здесь упомянуть, страдали, долго безуспешно пытась забеременеть, пока наконец это произошло.
3. Сара
Наша прамать Сара была бесплодна в течение очень многих лет, а если сказать точней, десятилетий, пока чудесным образом не родила Ицхака, будучи уже в возрасте 90 лет. Наши мудрецы говорят, что именно в Рош а-Шана Бог «вспомнил» Сару, и это привело к зачатию Ицхака.3
Чтобы вспомнить об этом событии, мы читаем в первый день Рош а-Шана главу Торы, в которой рассказывается о рождении и времени становления Ицхака.
4. Ицхак
Читая Тору на второй день Рош а-Шана, мы снова вспоминаем этого нашего праотца: в отрывке рассказывается история Акеды — связывания Ицхака. И мы молимся, чтобы Бог благосклонно судил нас и даровал нам год благословений.
Одна из деталей этой истории — баран, рогами запутавшийся в зарослях, который и был принесен в жертву. О нем нам напоминает шофар, сделанный из бараньего рога.4
5. Рахель
Рахель видела, как ее сестра Лея рожала Яакову одного сына за другим, в то время как сама она оставалась бесплодной. Наконец, в Рош а-Шана Бог «вспомнил» и ее, что привело к желанной беременности, благодаря родился Йосеф,5 которого сама Тора называет праведным.
6. Йосеф
Спустя годы — в драматической саге о жизни Йосефа — снова упоминается Рош а-Шана. Это был день, когда его наконец освободили из тюрьмы после ложного обвинения в попытке обесчестить жену Потифара, которому Йосеф верно служил и пользовался его полным доверием.6
7. Хана
Хана, мать пророка Шмуэля, третья из трех бесплодных женщин, которых Бог «вспомнил» на Высшем Суде в Рош а-Шана.7
Некоторые добавляют, что в тот день, когда она вознесла безмолвную молитву в скинии в Шило, а первосвященник Эли принял ее поведение за признак опьянения,8 был как раз Рош а-Шана.
Вспоминая историю Ханы, мы читаем ее в Афтаре первого дня Рош а-Шана. Этот трогательный рассказ подчеркивает силу молитвы, убеждая нас, что, если вложить в наши молитвы всё своё сердце и душу, Бог обязательно прислушается к нашим просьбам.
8. Гедалья
После того, как Невахуднецар (Навуходоносор) разрушил Первый Святой Храм в Иерусалиме, он назначил праведного Гедалью (Гедалия, Гедальяу), сына Ахикама, правителем тех немногих евреев, которые еще оставались в стране. Под его руководством небольшая группа людей начала заниматься восстановлением мира и безопасности. Но, увы, это спокойствие продлилось недолго.
В Рош а-Шана Гедалья был вероломно убит евреем по имени Ишмаэль. Закипел бой – защитники сражались с нападающими. Но тот, кто выжил в этой резне, боясь слепой мести Невухаднецара, бежали в Египет – так были потушены последние угли еврейской жизни в Земле Израиля.
Чтобы отметить эту печальную веху в нашей истории, в первый же после Рош а-Шана день мы соблюдаем пост, известный всем как Пост Гедальи.
9. Рабби Амнон
Одна из самых волнующих молитв, читаемых в Рош а-Шана, это У-нтане Токеф. Ее отрывки наглядно описывают, как все сотворенные существа предстают перед Богом в этот день, и Он решает судьбу каждого. Однако нас убеждают, что, даже если впереди нас ждут негативные события, «покаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор».
Кто написал текст этой молитвы?
Легенда гласит, что текст ее был составлен средневековым (раннее средневековье) ученым Торы по имени рабби Амнон. После наказания Местный герцог — за то, что мудрец отказался отречься от своей веры и стать христианином, — велел наказать непокорного. В результате, в конце концов, искалеченный рабби Амнон был доставлен в Рош а-Шана в синагогу, где, собрав последние силы, он возглавил прихожан и воззнес эту возвышенную молитву. (Однако надо заметить, что на самом деле молитва появилась еще до рабби Амнона.)
10. Великий рабби Шимон
В махзоре – молитвеннике, который используют в такие великие праздники, как Рош а-Шана и Йом Кипур, много оригинальных молитв, предназначенных исключительно для этих праздников). Многие из этих молитв известны как пиютим (множественное число от слова пиют) — это литургические сочинения, написанные в поэтическом стиле, что лучше всего выражает наше благоговейное отношение к этим дням.
Одним из первых составителей пиютим был рабби Шимон Великий, святой ученый Торы X века из Германии. Многие пиютим, которые мы встречаем в махзоре, были написаны им, и некоторые из них включают еврейский акростих: Шимон бар (сын) Ицхак.
Легенда гласит, что один из сыновей рабби Шимона был похищен и воспитан как христианин. Он успешно делал карьеру духовного служителя и, наконец, был назначен папой. Приехав с миссией в Рим от имени еврейской общины, рабби Шимон встретился с папой и вдруг узнал в нем своего давно потерянного сына. А тот впоследствии вернулся в иудаизм.
11. Евреи в концлагерях и советском ГУЛАГе
На протяжении своей истории евреи шли на самые крайние меры, чтобы отметить этот святой день и совершить священный обряд трубления в шофар. Шофары даже тайно провозили в концентрационные лагеря, а также в советские трудовые лагеря и там тайно трубили, демонстрируя себе и Богу, что никто и ничто не может уничтожить неукротимый еврейский дух.
12. Это вы!
Рош а-Шана — это день молитвы, самое подходящее время просить Бога дать нам год мира, процветания и благословений. И это также радостный день, когда мы провозглашаем Всевышнего Царем Вселенной.
Каббалисты учат, что дальнейшее существование вселенной зависит от желания Бога утвердить мир, и желание это возобновляется, когда мы ежегодно вновь и вновь принимаем Царство Всевышнего в Рош а-Шана.
Это то, что зависит от каждого из нас, когда мы слышим звуки шофара и решаем служить Богу в наступающем году в меру своих возможностей, которые изо дня в день, неустанно преодолевая инертность своей материальной природы, мы стараемся развивать.
Итак, настоящий герой Рош а-Шана – это вы, как никто другой.
Сноски
- Берешит, 2:18.
- Там же, 2:23.
- Рош а-Шана,
- Берешит,
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- См. Коммент. Хатам Софер на Маген Авраам, Орах Хаим, 581:15.