«И возьми от первых плодов земли».
Дварим (26:2)
От наших учителей мы узнали, что у недельной главы с ее уроками есть связь с тем периодом времени, в который она читается.
В Гмаре (Мегила, 31б) обсуждается связь угроз, звучащих в этой главе, с завершением года, во исполнение принципа: «Закончится год вместе с проклятьями его, начнется год вместе с благословениями его». Но и у начала главы есть тесная связь с этим временем – с последними днями перед Рош аШана, с кульминацией месяца милосердия и прощения, в “разгар” нашей подготовки к дню суда.
Эта недельная глава начинается с рассказа о принесении плодов. Человек приходит на свое поле и видит дерево инжира, на котором созрели первые плоды, виноградную лозу, на которой появились ягоды. Он тотчас повязывает ленту, как знак. Даже если он живет на краю страны, и даже если на дороге полно препятствий, он всё равно проделает весь путь до Иерусалима. Там он очистится от скверны и взойдет на Храмовую гору с песней и возгласом благодарности. Он предстанет перед коэном и взволнованно произнесет: «И скажи ему: говорю сегодня Б -гу Всесильному твоему». Раши объясняет это так: «Что я не забываю сделанное мне добро». Б -г дал мне поле, дал деревья, вырастил на них плоды – я буду благодарить!
Великое открытие этой главы состоит в том, что недостаточно устной признательности, сердечных чувств или слов благодарности.
Признательность должна приносить практические плоды. При этом нельзя брать самое малое – нужно взять ценнейшее из плодов, то, что выросло первым, и принести в священный город, очиститься и прийти в Храм с украшенной корзиной, полной плодов. Нужно вознести ее перед жертвенником, прочесть над ней весь отрывок о первых плодах и отдать коэну.
Примерно четыреста сорок лет назад одна семья из Цины в Йемене приехала в Святую Землю, испытав большие трудности при переселении. Родители умерли, оставив одинокого сироту по имени Йешуа. В одиночестве и нищете он спал в полях и питался дикими растениями и остатками пищи, пока один человек не проявил к нему милосердие: взял его к себе в дом и накормил хлебом. Так он позволил мальчику посвятить себя изучению Торы, и тот стал учиться у раби Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет», и у раби Хаима Виталя. Он и сам стал одним из мудрецов поколения. Человек, принявший его в свой дом и кормивший его, не был ученым в Торе, ему даже Мишну было трудно изучать. В благодарность за помощь раби Йешуа написал для своего благодетеля всеобъемлющий и ясный комментарий к Мишне. Так у народа Израиля появилась книга «Млехет Шломо».
Вот как нужно выражать благодарность! Если бы нас наполняла такая признательность, наша жизнь выглядела бы совсем иначе. Она была бы в тысячу раз более счастливой и светлой. Дети знали бы, что нет конца благодарности родителям, которые подарили им жизнь, растили с большой самоотверженностью и любовью, дали им всё – крышу над головой, пищу и одежду. Но и родители должны благодарить своих детей. В конце концов, именно дети принесли свет и радость в дом. Каким мрачным он был бы без них! А что сказать о самих супругах? «Нехорошо быть человеку одному», не подобает ему оставаться в тоскливом и мрачном одиночестве. Как же признателен должен быть один из супругов другому, с которым создал семью. И для благодарности, как уже говорилось, недостаточно чувств и слов. Она должна найти выражение в действиях, по отношению к ближним. Если бы мы так и поступали, семья была бы в семьдесят раз крепче, не было бы отчуждения и разрыва, и не происходили бы разводы. Когда мы в последний раз приходили домой с подарком, чтобы проявить внимание и благодарность к своим близким?
Отсюда перейдем к более глубокой мысли. Если уж так следует благодарить за первые плоды, принося их в Храм, то как же нужно благодарить за жизнь и за здоровье? И снова добавим: признательность по всем правилам должна выражаться в поступках, чтобы укорениться в душе и идти из сердца. Если задумаемся над этим, то поймем, что обязаны приносить «первые плоды» от всей нашей жизни. Посвящать Творцу отдельные часы каждый день: час на молитву в миньяне, час на изучение Торы, час, чтобы послушать урок, час на помощь ближним. Нужно приводить самих себя в Храм – в синагогу, называемую «малым святилищем».
Кроме того, Всевышний дарует нам заработок, который мы тратим на пищу, одежду и все наши нужды. Признательность требует действий – приносить «первые плоды» от заработка, отдавая его часть на милостыню и благотворительность, поддерживать нуждающихся и учреждения Торы.
Если использовать наступающие дни, чтобы увеличить благодарность и осуществить ее на практике, это и будет лучшей подготовкой к Рош аШана.