Общие сведения
Пищу и напитки, которые не находилась в субботу на огне, запрещено поставить на источник тепла. На электрическую плату запрещено поставить такую пищу и напитки в субботу, даже если она выключена и включится только через некоторое время. Пищу, которая в субботу не находилась на огне, запрещено класть внутрь кастрюли, стоящей на огне, даже если содержимое кастрюли покрыть фольгой.
В Талмуде и книгах законоучителей этот запрет носит название «анаха бэ-тхила» (на иврите: הנחה בתחילה), что переводится как «начальное установление (кастрюли на огонь)».
Источники тепла, на которые не распространяется запрет
Запрет ставить пищу и напитки на огонь в субботу распространяется только на случаи, когда источник тепла может нагреть поставленный на него продукт до температуры 45℃. На источник тепла, с помощью которого никак невозможно нагреть пищу или напиток до температуры 45℃, в субботу разрешено ставить пищу и напитки, даже если они в субботу не стояли на огне.
В отношении источников тепла, которые в определенных местах достаточно горячи, чтобы нагреть поставленную на них пищу и напитки до температуры 45℃, а в других местах недостаточно горячи для этого, мнения законоучителей разошлись. Некоторые считают, что разрешено ставить на такой источник тепла пищу и напитки, которые в субботу не находились на огне, если они не смогут нагреться до температуры 45℃. Согласно другому мнению, это запрещено, ибо холодные участки не отделены от горячих и вся поверхность считается горячим источником тепла.
Исходя из сказанного, на газовую или электрическую плиту, покрытую блэхом, который в некоторых местах горячий, а в некоторых – холодный, или на электрическую плату с неравномерным нагреванием спирали, по первому мнению, разрешено в субботу изначально поставить пищу или напитки в то место, где они не смогут нагреться до температуры 45℃, а, по второму мнению, запрещено. О том, как следует на практике поступать в такой ситуации, каждому следует выяснить у своего раввина.
Продукты питания, к которым не относится запрет варки, разрешено изначально подогреть в субботу на крышке кастрюли, стоящей на огне, или на крышке прибора для нагревания воды, подключенного к электричеству[1]. По некоторым мнениям, кастрюля, на крышке которой собираются греть продукты, может быть пустой. Согласно этому мнению, разрешено в субботу накрыть огонь блэхом, поставить на него пустую кастрюлю или перевернутый противень и греть на них пищу, которая не находилась на огне в субботу[2].
Запрет греть в субботу продукты, которые не находились в субботу на огне, не распространяется также и на отопительные приборы, с помощью которых в будние дни не подогревают пищу. Поэтому продукты, к которым не относится запрет варки, разрешено подогреть в субботу на радиаторе или батарее центрального отопления, даже если они абсолютно холодные и в субботу на огне не находились.
Пища, которая греется на крышке кастрюли, стоящей на огне
Продукты, которые находятся на крышке кастрюли, стоящей на огне, или прибора для нагревания воды, подключенного к электричеству, запрещено в субботу переместить на огонь, даже если он покрыт блэхом или на субботнюю электрическую плату, т.к. не считается, что они находились в субботу на огне. Данный запрет относится и к случаю, когда продукт вначале находился на огне, затем его переложили на крышку кастрюли, стоящей на огне, а теперь хотят вернуть обратно на блэх или плату.
Перемещение кастрюли, стоящей на блэхе
Кастрюлю, которая вначале стояла на блэхе в месте, под которым не горит пламя, согласно некоторым мнениям, запрещено передвинуть в субботу в место, под которым находится пламя. Другие законоучители считают, что, если пища, находясь на том участке блэха, под которым не горит огонь, может нагреться до температуры более 45℃, ее разрешено передвинуть в место, под которым горит пламя.
Кастрюлю, которая стоит на блэхе в месте, под некоторой частью которого находится пламя, согласно всем мнениям разрешено передвинуть в субботу в место, которое целиком находится над пламенем.
Пользование пищей и напитками, которые поставили в субботу на огонь, нарушив закон
Если пищу или напиток, которые не находились на огне, поместили в субботу пусть даже на покрытый блэхом огонь, как только это обнаружится, их необходимо сразу же снять с огня. Если в результате этого их вкусовые качества улучшились, они запрещены до конца субботы. Если их вкусовые качества не улучшились, согласно некоторым мнениям, их разрешено употреблять в субботу, как только они остынут до температуры, при которой их ставили на огонь. Другие законоучители считают, что и в этом случае они запрещены до исхода субботы.
Если вкусовые качества пищи или напитка в результате нарушения не улучшились, и они не стали горячее, согласно всем мнениям, разрешено их употреблять в субботу, даже в том случае, когда без того, чтобы их поставили на огонь, они бы остыли.
Если пищу или напиток поместили в субботу на электрическую плату, они постфактум разрешены, даже если они стали вкуснее или горячее.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.
[1] Следует заметить, что, когда разогревают мясной или молочный продукт на крышке электросамовара или на крышке кастрюли, стоящей на огне, необходимо предпринять меры, предотвращающие нарушение законов о разделении мясного и молочного, которые будут подробно рассматриваться в специально посвященных этой теме уроках.
[2] Когда речь идет о подогревании пищи или напитка в субботу, необходимо помнить, что разрешения относятся исключительно к ситуациям, когда не происходит нарушения запрета варки.