«Пока не поселятся сыны Израиля».
Бемидбар (32:18)
В нашей недельной главе сыновья Гада и Реувена просят дать им землю на восточной стороне Иордана, поскольку она хороша для пастбищ, а у них много скота. Моше Рабейну соглашается на их просьбу после того, как они обещают выйти с оружием вперед стана и помочь в захвате страны, «пока не получат сыны Израиля каждый землю свою в наследие». Так они и поступили.
Но наши мудрецы относили к ним высказывание из Мишлей (20:21): «Поспешное наследие в начале – оно и в конце не будет благословлено». Раши объясняет: кто спешит и торопится взять свое в начале, как это сделали сыны Гада и Реувена, поспешившие взять свою часть земли за Иорданом, у тех и в конце не будет благословения. Ведь они были изгнаны на несколько лет раньше остальных родов Израиля. На девять лет их изгнание совершилось раньше, чем у их братьев из десяти родов, как говорится в «Седер Олам Раба» (гл. 22).
Кто задумается над этим высказыванием, тот остановится с трепетом: еврей старается получить какуюто быструю прибыль, и в этом нет ничего запрещенного, но через тридцать поколений какое-то бедствие придет на несколько лет раньше, и это уже достаточная причина, чтобы не делать этого!
Какая же ответственность ложится на нас как на родителей, чтобы дать нашим детям наилучшее воспитание. Тогда наши внуки и потомки не придут с претензиями, и им не придется платить высокую цену за наше поверхностное или поспешное решение.
Был случай с одним евреем, который встретил нашего учителя гаона рава Йеуду Цадку и попросил, чтобы тот благословил его ради успеха в делах. Рав поинтересовался, как обстоят дела у него в семье, и выяснилось, что его дети учатся в «общей школе». Рав улыбнулся в своей доброй манере и сказал: «Ошибаешься, брат. Это наше образование «общее» – оно включает наследие многих поколений, Тору и молитву, почтение к родителям и различные добродетели. Включает оно и Писание, и Мишну, и законы, и сказания. А то образование является «частным» – оно отделяет себя от наследия поколений и обращается к тщетному и суетному». И сразу же рав стал увещевать его с любовью: как же может человек так безответственно отдать своих детей непонятно куда?
Его собеседник стал оправдываться и утверждать, что образование там хорошее и грамотное, с программой на десять классов…
Но рав спросил его: «Скажи мне, если б тебе предложили прекрасную школу с одним маленьким недостатком – там проклинают имя твоего отца, ты послал бы туда своих детей?» Тот человек содрогнулся и воскликнул: «Конечно, нет! Ни в коем случае!»
А рав продолжил: «А если там учат пренебрегать нашим Отцом небесным, милосердным Господом?»
Тот пришел в смущение и не знал, что ответить. Он сказал только, что религиозная школа расположена в плохом здании, где летом жарко, а зимой холодно, а в светской школе есть замечательные условия и просторные помещения.
Но наш учитель снова улыбнулся: «Этот аргумент не был принят еще три тысячи триста лет назад. Сыны Гада и Реувена просили: «Загоны для скота построим и города для детей наших». А Моше Рабейну поправил их и изменил порядок: «Стройте себе города для детей и загоны для скота». Они сделали упор на скот – на материальное и на денежную прибыль, а дети и воспитание оказались на втором месте. Но Моше сказал им, что прежде всего думать надо о детях и об их воспитании!» Тот человек послушался рава Цадку, и на сегодняшний день все его дети создали свои семьи, пронизанные духом еврейства и верные наследию предков.