Когда кончается Шабат, во время Авдалы мы говорим благословение над специальной авдольной свечой и по обычаю, поднимая руки, смотрим при ее свете на свои ногти.
Польза от пламени свечи
Основная причина этого обычая заключается в том, что не следует произносить благословение на огонь, если находишься недостаточно близко к его свету и не можешь благодаря ему отличить одну от другой 2 монеты.(1) Но, не сделав Авдалу, нельзя брать в руки монеты. Поэтому придумали такой способ и постановили: вместо монет мы рассматриваем свои ногти в свете авдольной свечи, дабы удостовериться, что видна граница между ногтями и кожей.(2) И выбор в пользу ногтей был не так уж прост.
Символ благословения
Шабат — это время, когда мы отдаляемся от суеты будней и стремимся вернуться к той духовной чистоте, в которой Адам пребывал в Ган Эдене. Перед наступлением новой недели в Шабат мы набираемся сил, а когда делаем Авдалу, смотрим на свои ногти, которые, кроме прочего, еще являются свидетельством сильного непрекращающегося благословения — они же никогда не перестают расти! И, глядя на них, мы молимся о том, чтобы браха такой же силы сопровождала нас в течение всей недели и несла процветание и успех.(3)
Но, конечно, существуют и другие причины.
То, что осталось от одежд Адама и Хавы
Согласно одному из Мидрашей, первоначально Адам и Хава были созданы так, что их кожа была покрыта “ногтевым слоем” — роговыми пластинками, благодаря которым они не нуждались в дополнительной одежде.(4)
Одна из причин, по которой мы произносим благословение над авдольной свечой, заключается в том, что, когда в результате грехопадения человека божественный свет перестал озарять мир, а солнце начало садиться и ознаменовало приближающийся конец Шабата, впервые настала настоящая ночь. Это очень напугало Адама. Будучи изгнанным из Ган Эдена, он подумал, что эта тьма часть наказания и непременно поглотит его. Тогда Бог вдохновил Адама на такую идею: он взял два камня, ударил их друг о друга — и вспыхнул огонь. В этот момент Адам вознес благодарственную молитву Всевышнему и произнес: «Благословен ты, Господь, Бог наш… создавший свет пламени».
А когда при свете огня Адам посмотрел на себя, он увидел, что “одежда”, покрывавшая его тело, похожая на ногти, исчезла, и единственное напоминание о ней осталось на пальцах рук и ног в виде ногтей.(5)
Огонь из-под ногтей
Согласно одному из комментариев, первый огонь, высеченный Адамом, фактически вышел из-под его ногтей. Поэтому мы и смотрим на свои ногти, произнося благословение на огонь.(6)
Подавление отрицательной энергии
Некоторые объясняют, что по мере того, как мы приближаемся к началу будней, мы должны подготовить себя, чтобы снова начать бороться с негативом, агрессией, отвечать на вызовы судьбы. Негативную энергетику в теле человека часто связывают с ногтями (именно поэтому перед Шабатом принято приводить их в порядок, а отстриженные кусочки необходимо утилизировать особым образом – выбрасывать в воду или, что предпочтительнее, сжигать (7) — и т.д.). Когда мы смотрим на свои ногти в свете авдольной свечи, мы как бы «ослабляем» находящуюся в них энергию нечистоты благодаря святости.(8)
Двойственная природа вещей
В этом видится некий парадокс. Ведь мы раньше уже сказали, что ногти символизируют благословение, а теперь говорим о таящейся в них нечистоте. Как это можно понять?
Напоминая о грехе Адама, ногти символизируют то, что в одном даже таком маленьком творении, как ногти, могут сочетаться силы святости и нечистоты. Внутренняя часть ногтя, прилегающая к пальцу, олицетворяет чистоту той “ногтевой” оболочки человека, которая была ему дарована изначально, а внешняя, выходящая за пределы ногтевого ложа, говорит о том, что чрезмерный рост может привести к усилению развития недостатков, что похоже на грязь, которая скапливается под слишком длинными ногтями.
На что именно мы смотрим?
Кроме ногтей, смотрят еще и на тень, которую пальцы отбрасывают на ладонь (но не на сами ладони) и в линиях которой скрыто особое благословение(9). Поэтому обычай состоит в том, чтобы сложить пальцы таким образом, когда ногти и тени от них можно увидеть одновременно.(10)
Во многих общинах (11) есть обычай после этого повернуть ладони тыльной стороной, распрямить пальцы и снова посмотреть на ногти, чтобы увидеть их снаружи .(12)
В какой момент смотрим?
Существуют разные обычаи относительно того, когда именно следует смотреть на ногти, до или после произнесения благословения “…создавший свет пламени”.
Споры на эту тему сводятся к тому, по какой причине произнесят благословение. Если прежде всего это благословение ради восхваления Всевышнего за природный феномен огня (биркат ха-шевах), то благословение должно быть после того, как мы посмотрим на огонь – так же, как в случае с благословением после молнии или грома.
Однако, если подразумевается извлеченная польза (биркат ха-неенин) — как, например, в благословении перед едой, тогда сначала мы должны произнести благословение и лишь затем наслаждаться огнем и пользоваться его свойствами.
Поэтому сейчас в общинах (в том числе в Хабаде) чаще распространен обычай сначала сказать благословение, а потом уже посмотреть на ногти.(13)
Сноски
- Талмуд, Брахот, 51б и 53б.
- См. Пиркей Д’Рабби Элиезер, ч. 20; Сидур Рава Амрама Гаона; Рош, Талмуд, Брахот, 8:3; Тур, Орах Хаим 298; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6.
- Рав Хай Гаон, цит. в Шаарей Симха, Хилхот Авдала; Тур, Орах Хаим, 298; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6; Рабейну Йона, Мишна Брура, 298:3
- Пиркей Д’Рабби Элиезер, 14; Берешит Раба, 20:12.
- Мидраш, Коль Бо, 41. Исходя из этого, некоторые авторитеты предполагают, что женщины не должны смотреть во время Авдалы на свои ногти, так как грехопадение человека произошло по вине Хавы — см. Бадей ха-Шулхан, 96:12.
- Мидраш, Коль Бо, 41.
- Талмуд, Моэд Катан, 18а.
- Сефер Таамей ха-Минхагим 415.
- Рав Хай Гаон, цит. в Тур, Орах Хаим, 298.
- Это мнение следует учению Зоар, что во время Авдалы надо смотреть только на тыльную сторону пальцев, где расположены ногти, но не на внутреннюю, где ладонь. См. Зоар 1: 20б; Рема, Орах Хаим, 298: 3. Кроме того, рав Шнеур Залман из Ляд пишет в своем Сидуре, что пальцы при этом должны быть сложены таким образом, чтобы большой палец был прикрыт остальными. См. Пискей Сидур Адмур ха-Закен.
- Маген Авраам, Орах Хаим, 298:5, цит. Сефер ха-Каванот; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6.
- См.Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 298:6.
- См. Сидур ха-Тания; Сидур Яавец; Сидур ха-Гра; Кицур Шалхан Арух, 96:9; Игрот Моше, Орах Хаим, 5:9:9. См. так же Мишна Брура, 296:31, которая считает, что нужно говорить благословение на огонь только после того, как посмотрел на ногти. Некоторые отмечают, что даже если благословение биркат ха-шевах, то достаточно было бы просто перед ним посмотреть на огонь, тогда как использование огня, чтобы увидеть границу между ногтями и кожей, приводит к выводу, что сначала нужно произнести благословение, которое в данном случае является биркат ха-неенин. Другими словами, произнося благословение до того, как посмотреть на ногти, мы удовлетворяем условия обоих мнений, а если поступаем наоборот, то только одного.