Скажите, почему, рассказывая Агаду, мы также читаем Алель? Также поясните, пожалуйста, есть ли разница между Алелем, который является частью пасхального седера, и Алелем, который мы обычно говорим в праздники.
Написано в Сефер а-хинух («Книга наставления»): «Заповедь рассказывать о выходе из Египта в ночь на пятнадцатое нисана…, и славить, и восхвалять Г-спода, благословен Он, за все чудеса, которые Он сотворил с нами». Из этих слов мы делаем вывод, что в заповедь рассказывать о выходе из Египта входит в то же самое время обязанность прославлять Творца. Видимо, по этой причине Алель является обязательной частью пасхальной Агады.
Но этот Алель не говорят на благословение «Читать Алель», ибо его читают в качестве исполнения заповеди рассказа о выходе из Египта, а не в качестве общей заповеди чтения Алеля, которую постановили Мужья Великого Собрания (Мужья Великого Собрания постановили говорить Алель в праздники и каждый раз, когда Творец спасает евреев от бед и несчастий).
Этот Алель (Алель в седер Песах) делится на две части: первая часть Алеля (113-ый и 114-ый перек из книги Теѓилим (Псалмы царя Давида) говорится до трапезы, а вторая – после трапезы. Поскольку до трапезы мы рассказываем о выходе из Египта и благодарим, и возносим Творца за наше спасение, мы завершаем этот рассказ словами: «Поэтому мы обязаны благодарить и прославлять Того, Кто сделал для нас все эти чудеса, и скажем перед ним прославление», и тут мы говорим ту часть Алеля, в которой прославляется
Г-сподь за чудеса выхода из Египта. Остальная часть Алеля говорится после трапезы.
Читая Агаду, к обычному Алелю мы добавляем так называемый «Большой Алель». Речь идет о 136-ом переке Теѓилим (Псалмы царя Давида). Этот Алель составлен из 26 стихов прославлений Творца, каждый из которых заканчивается словами: «Ибо на веки милость Его». Талмуд (Псахим, 118 а) объясняет, что этот Алель называется «Большим», ибо в нем упоминается важнейшее прославление Творца за то, что Всевышний дает пропитание любому существу, и даже тем, кто не заслуживает этого дара.
Причина того, что во время пасхального седера мы читаем также «Большой Алель», заключается в том, что в этом Алеле мы благодарим Творца за наше спасение из рабства и за те чудеса, которыми Он удостоил нас при выходе из Египта.
В отличие от обычного Алеля, который произносят стоя, этот Алель мы говорим сидя, облокотившись на левую руку и показывая тем самым свою свободу.