Вопрос:
В обычные недели года в синагогах во время утренней молитвы несколько раз устраивается чтение Торы: это происходит в понедельник, четверг и в Шабат (в этот день еще одно чтение есть во время дневной молитвы). В праздники, в дни общественных постов и в новомесячия Тору читают независимо от дня недели, на который они пришлись.
Откуда пошла эта традиция?
Ответ:
Моше Рабейну установил, что Тору следует читать три дня в неделю. Мудрецы Талмуда1 находят указание на это в книге Шмот,2 где мы читаем, что наши предки странствовали по пустыне в течение трех дней и страдали от жажды, не имея возможности найти воду — а с водой нередко ассоциируют саму Тору. Таким образом, они испытывали сильную духовною жажду после того, как не изучали Тору на протяжении трех дней.
В ответ на это Моше и другие великие люди его поколения решили, что отныне никогда не должно проходить и трех дней без публичного чтения Торы. Таким образом, было принято читать Тору в Шабат, затем пропускать день и читать ее в понедельник, а затем пропускать еще два дня и снова читать Тору в четверг, после чего уже через 2 дня снова будет Шабат.3
На первый взгляд, это может противоречить мнению, приведенному в Талмуде,4 согласно которому пророк Эзра и мужи Великого Собрания ввели практику чтения Торы по понедельникам и четвергам только в 4-м веке до новой эры.
Талмуд объединяет обе версии, объясняя, что они относятся к различным этапам распространения этой традиции. Во времена Моше Рабейну по будним дням было принято читать только три стиха (соответствующие трем основным группам еврейской общины: коэнам, левитам и исраэльтянам). Но Эзра и его современники увеличили количество читаемых за раз стихов как минимум до 10 (общее количество стихов при этом разделялось на 3 алийот — выхода к Торе).
Пожалуйста, сообщите мне, насколько вам помог мой ответ.
С уважением,
Раввин Барух С. Давидсон
Сноски
- Бава Кама, 82а.
- Шмот, 15:22-27.
- Тосафот добавляет, что выбор понедельника и четверга имел дополнительное значение для Моше, так как в тот раз, когда он получил вторые Скрижали, он поднялся на гору Синай в последний четверг месяца Ав, а спустился в понедельник, 10-го Тишрея.
- Иерусалимский Талмуд, Мегила, 4:1.