Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Почему Лавану уделяется так много места в Торе?

Вопрос

Хорошего дня! Скажите, пожалуйста, почему о Лаване так много говорится в Торе? 

Ответ

Чтобы ответить на Ваш вопрос, нам стоит прежде задуматься, в чем была «специфика» Лавана. Если мы поймём это, сможем ответить и на Ваш вопрос.

Передают от имени Виленского Гаона, что сущность любой вещи, которая упоминается в Торе, следует искать там, где она упоминается в первый раз. Первый раз Лаван упоминается в главе Хаей Сара (Берешит 24, 29). Там сказано: «У Ривки же брат именем Лаван». Итак, Тора говорит о Лаване как о человеке с «белым» именем (лаван на иврите означает «белый»). Т.е., репутация Лавана была безукоризненна. Все видели в нём честного и праведного человека. И, действительно, таким он предстаёт на первый взгляд из рассказа Торы. Приведём несколько примеров.

Ривка сообщает Лавану о новом госте, Элиэзере. Какова реакция Лавана? — «И выбежал Лаван к тому человеку на улицу… И сказал: войди, благословенный Господом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место (подготовил) для верблюдов» (Берешит 24, 29—30). Какая учтивость, какое гостеприимство!

Когда Элиезер рассказывает, как Всевышний помог ему найти для Ицхака самую подходящую невесту, Лаван говорит (стих 50): «От Б-га пришло это дело; мы не можем сказать тебе ни худа, ни добра. Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди; и пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь». Какая сильная вера в Б-га!

И когда Яаков приходит к Лавану, Лаван также демонстрирует необыкновенное гостеприимство (Берешит 29, 13—14): «И было, когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввёл его в дом свой… И сказал ему Лаван: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил он с ним месяц времени».

Через месяц после прихода Яакова Лаван хочет оплатить ту работу, которую Яаков и без того делает для него. Более того он предлагает, чтобы Яков сам решил, какая плата ему положена (стих 15): «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром? Скажи мне, что заплатить тебе?». Какая прямота, какая честность!

О проявлении подобных прекрасных, на первый взгляд, качеств мы читаем и в других местах, где упоминается Лаван.

Так всё выглядит «на поверхности». Но если прочтём внимательнее, картина окажется совершенно противоположной.

Начнём с удивительного гостеприимства Лавана, проявленного во время приёма Элиэзера. В стихах, описывающих это гостеприимство, приводятся прекрасные слова Лавана и к ним добавлено одно замечание, которое, на первый взгляд, не имеет какого-то особого значения (Берешит 24, 30-31): «И когда он увидел кольца и браслеты на руках сестры своей… сказал: войди, благословенный Г-сподом». Но мудрецы со своим острым зрением обращают внимание именно на эти слова. И делают вывод: увидев украшения, подаренные Ривке, Лаван понял, что Элиэзер богат, и возжелал его имущества. Поэтому и выбежал ему навстречу.

Обратим внимание ещё на один момент. После того, как Лаван выразил свою абсолютную веру во Всевышнего, говоря: «От Б-га пришло это дело… Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди…» (там же, 50-51), он немедленно «передумал» и начал искать предлог для того, чтобы не отпускать Ривку с Элиэзером: «Пусть побудет с нами девица год или десяток месяцев, потом пойдёт» (там же, 55; в самом тексте Торы сказано «дни или десяток», Раши объясняет, что имеется в виду «год или десяток месяцев»).

Поскольку Лаван выбежал навстречу Элиэзеру, желая завладеть его имуществом, мудрецы полагают, что навстречу Яакову он выбежал по той же причине. Лаван «прикинул», объясняют мудрецы: если уж раб Авраама так богато одарил его, то сколько же можно получить от любимого внука Авраама. Не увидев у Яакова никаких украшений, Лаван предположил, что тот привёз золотые монеты и прячет их за пазухой. Чтобы проверить своё предположение, он обнял Яакова, и, когда понял, что и за пазухой у того пусто, подумал: может быть, Яаков привёз с собой жемчуг и прячет его во рту? Чтобы проверить и это предположение, он поцеловал Яакова.

Через месяц Лаван, как мы помним, сказал Яакову (Берешит 29, 15): «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром?». Отсюда ясно, что «гостеприимство» Лавана не было бескорыстным: целый месяц Яаков работал у него бесплатно.

И из других стихов, говорящих о Лаване, можно понять, насколько сомнительным «праведником» был этот человек, казавшийся всем образцом порядочности.

Люди, о непорядочности которых известно всем, представляют значительно меньшую опасность для окружающих: ведь их опасаются и сторонятся. С другой стороны, мошенник, обладающий добрым именем, предельно опасен: люди не остерегаются его и берут с него пример, учатся дурному.

Это — одна из причин того, что в Торе так много говорится о Лаване: нам следует знать о существовании таких людей, имя которых «бело», а сущность — «черна». Необходимо научиться распознавать их.

Об этом говорят мудрецы в Пасхальной Агаде. Там сказано так: «В каждом поколении встают [враги] на нас, чтобы уничтожить нас, но Всевышний спасает нас от их руки. Ступай и учи, что хотел Лаван-арамеец сделать Яакову: фараон приказал (истребить) только младенцев мужского пола, а Лаван хотел уничтожить всех, как сказано: “Арамеец (вознамерился) погубить отца моего” (Дварим 26, 5)»[1].

Мудрецы говорят нам, что в каждом поколении есть у евреев враги, желающие их уничтожить, и не всегда мы можем распознать их, т.к. иногда они ведут себя с нами, на первый взгляд, «порядочно». Мы должны научиться «определять» их на примере Лавана: он выглядел праведником и человеком, любящим Яакова, на самом же деле был хуже фараона. Тора свидетельствует, что он хотел погубить Яакова.


[1] Виленский Гаон комментирует это место в Агаде следующим образом: «Несмотря на то, что мы не чувствуем чудес, которые Он делает постоянно, несмотря на это, Он постоянно делает огромные чудеса. И “ступай и учи“ это от Лавана, т.е. на первый взгляд не видно зла, которое чинил Лаван Якову и мы не знаем, что намеривался Эсав сделать Якову. Несмотря на это, свидетельствует о нём Тора: “Арамеец (вознамерился) погубить отца моего”. Из этого мы видим, что Лаван намеривался учинить Якову самое худшее, а Творец расстроил его планы и перевернул их к лучшему. И так постоянно Он делает с нами чудеса, несмотря на то, что мы этого не чувствуем».

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому