Уважаемый рав! Я очень сильно переживаю из-за того, что обо мне подумают люди: педагоги, другие студенты, окружающие, близкие, и это причиняет мне головную и сердечную боль. Можете ли Вы в связи с этим что-нибудь мне посоветовать?
Шалом!
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, давайте сначала задумаемся о том, почему вообще людям так важно, что о них думают другие?
Расскажу такую историю. Однажды большой праведник Хафец Хаим ехал с извозчиком и заснул, а открыв глаза, с ужасом увидел, что его извозчик тайком кормит своих коней чужим сеном.
Хафец Хаим в волнении закричал:
«Видят!».
Тогда извозчик одним махом вскочил на свое место и стал кнутом хлестать лошадей так, что они рванули с места и умчались.
Отъехав на приличное расстояние, мужик наконец обернулся и увидел, что никто за ними не гонится. Тогда с упрёком он бросил праведнику:
«Нет, не видят!»
Хафец Хаим показал пальцем наверх и сказал:
«Видят-видят».
Чему нас учит Хафец Хаим?
Мудрец учит, что изначально в человека заложено качество, которое прежде всего дано для того, чтобы мы придавали важность главному — что думает о нас Творец, какими Он нас видит. Не случайно на иврите «богобоязненность» звучит как йират шамаим. От слова реия – «видеть».
А если так, то ответ на ваш вопрос следующий. Есть важное правило, что качества, заложенные в человека Творцом, не являются абсолютно добрыми или недобрыми. Все дело в том, каким образом их использовать, а это каждый решает сам.
Если пользоваться ими с добрыми намерениями и с умом, то это поднимет личность на более высокую духовную ступень. Если же наоборот, то, к сожалению, опустит.
То же самое и в вашей ситуации. Если уделять слишком много внимания тому, что о нас думают люди, конечно, это только осложнит жизнь, лишит покоя и душевного равновесия, необходимого для нормальной жизни.
Зато можно всерьез задуматься о том, что о вас думает Сам Творец. И, размышляя о величии Всевышнего и о том, что Бог верит в вас даже в самой сложной ситуации, вы станете ощущать себя все более сильным, уверенным и свободным, а страх из-за того, что о вас подумают другие, будет слабеть, пока наконец не пройдет совсем.