Вопрос:
Почему существующий ритуальный способ убоя и приготовления кошерных животных не относится к рыбе?
Ответ:
Когда евреи были в пустыне и начали жаловаться на нехватку мяса, Моше обратился к Богу, говоря: «Если мелкий и крупный скот будет зарезан для них, будет ли этого им достаточно? Если бы все рыбы моря собраны были для них, будет ли этого им достаточно?»
Из того факта, что в этом стихе используется глагол «зарезать» в отношении мелкого и крупного скота, но «собрать» — в отношении рыбы, мы учим, что достаточно просто выловить рыбу из воды, не делая шхиту.
Однако вопрос остается. В чем причина того, что с рыбой обращаются иначе, чем с другими животными?
Один несколько загадочный талмудический отрывок, похоже, затрагивает этот вопрос:
«Галилейский лектор сказал: скот был создан из сухой земли и становится кошерным путем перерезания обоих органов [шеи]; рыба была создана из воды и пригодна без ритуального убоя; птицы были созданы из грязи* и поэтому становятся пригодны в пищу в путем разрезания только одного органа»
Существует несколько объяснений этого интересного отрывка. Вот один из них:
В еврейском учении, как и в древней философии, все творения делится на четыре категории элементов: огонь, воздух, вода и земля. Земля считается самой низкой из элементов. Затем идет вода, которая более уточненная; затем воздух, который парит над водой; и, наконец, огонь, который постоянно стремится подняться выше.
Похоже, Талмуд говорит, что требования к кошерности зависят от того, как было создано животное. Скот (и, в меньшей степени, птицы) был создан из земли и поэтому требует шхиты. Рыбы были созданы из более возвышенного элемента — воды — и поэтому не требуют какого-либо убоя.
Мистическое объяснение
Великий каббалист Рабби Ицхак Лурия (Ари, 1534-1572) учил, что каждое творение обладает «искрой» божественной энергии, составляющей ее сущность и душу. Когда человек использует что-то в божественных целях, он отпускает эту божественную искру, осознавая цель, ради которой это творение было создано. Таким образом, тот, кто говорит благословение, ест, а затем использует энергию из пищи для совершения мицвы, возвышает искру божественности, которая является сущностью пищи.
Но некоторым божественным искрам сложнее добраться до других. Поскольку скот был создан из земли, которая считается самым грубым из элементов — он требует большей подготовки к возвышению и должен быть убит в соответствии с еврейским ритуалом. Рыба, с другой стороны, была создана из более совершенного элемента — воды. Поэтому достаточно собрать ее (вылавливая из воды), и все, что нужно сделать, чтобы поднять божественную искру в рыбе — это благословение, а затем использование энергии от того, что вы съели, для божественных занятий.
______________________________________________
*В Берешит 1:20 птицы перечислены среди существ, сотворенных из воды, а в Берешит 2:19 среди существ, созданных из земли. Поэтому Талмуд делает вывод о том, что птицы были созданы из смеси земли и воды и занимают промежуточное положение между скотом и рыбой.