«И будут знаком на руке твоей и украшением на голове твоей, ведь сильной рукой вывел Г-сподь нас из Египта». (Шмот 13:16)
Рамбан в комментарии на этот стих сообщает нам смысл многих заповедей.
Рамбан пишет, что со времен Эноша начали люди запутываться и ошибаться в истинной вере. Среди таких запутавшихся людей были абсолютные безбожники, которые сказали, что мир существовал всегда, а были и такие, которые признавали создание мира Творцом, но отрицали Его провидение.
Каким образом Творец может опровергнуть эти мнения?
Когда Он, к примеру, возжелает какого-то человека или какое-то общество и сделает с ними чудеса, изменяя законы природы, тогда всем станет известна ложность этих мнений. Ведь чудеса говорят о том, что есть у мира Господин, который постоянно обновляет его и наблюдает за всем, что в нём происходит.
Однако Творец не желает делать чудеса в каждом поколении на глазах каждого грешника и безбожника, ведь таким образом свобода выбора бы уменьшилась в значительной степени.
Что же Творец сделал? Он приказал нам делать определённые действия, которые будут напоминанием и знаком обо всех чудесах, которые видели глаза наши, и каждое поколение будет передавать эти знамена другим поколениям – отцы своим детям, а их дети, в свою очередь, своим детям.
В числе таких заповедей, которые помогают нам помнить о выходе из Египта, запрет есть хамец в Песах и обязанность принести пасхальную жертву, обязанность написать на пергаменте о выходе из Египта и ежедневно накладывать его на руку и на голову (тефилин), обязанность ежедневно – утром и вечером – упоминать о выходе из Египта, а также обязанность сделать Сукку в память о странствовании по пустыне после выхода из Египта.
Это поможет нам понять, почему Б-г с большой строгостью относится к выполнению таких заповедей — в такой мере, что Он, к примеру, постановил наказание карет тому, кто будет есть в Песах хамец или не принесёт пасхальную жертву.
Всё это – чтобы было у нас в каждом поколении свидетельство о чудесах, чтобы они не были забыты и не было бы у безбожников возможности отрицать истинную веру в Б-га.
Рамбан продолжает, что, признавая явные чудеса, человек признаёт также и скрытые чудеса, которые являются основой для всей Торы, поскольку, по его словам, у еврея нет части в Торе до тех пор, пока он не поверит, что всё, что с нами происходит – чудеса, и не был оставлен мир на произвол судьбы и случайности. Если прислушается человек к воле Всевышнего, то Творец пошлёт ему награду, а если ослушается, получит наказание – всё в соответствии с тем, как постановит Властитель мира.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«