«Ибо по образу Б-га сделал Он человека».
Берейщит (9:6)
Книга Зоар говорит об одной из основ божественного управления: наши дела внизу влияют на то, как к нам относятся наверху (Зоар, 3 – 92:1). И нельзя сравнить, насколько важны эти дела: «Откройте Мне вход с игольное ушко, и Я открою вам вход, как вход в зал» – но всё зависит от наших дел.
Приведем пример, на что это похоже. Сказал раби Элияу Мани, благословенна память праведника, рав Хеврона (Предисловие к книге «Сиах Ицхак») – это похоже на чудесные, огромные стенные часы, сделанные мастером, со встроенной сложной музыкой, в которых удивительно подогнаны зубцы колесиков и пружинок. Все восторгаются их красотой, точностью, приятным звуком, но эти чудесные часы не ходят – стрелки стоят на месте, колесики отдыхают, пока не придет человек и не вставит ключ в отверстие и не повернет его так, что пружинка натянется. Тогда часы оживут.
Мы можем удивляться, но это так: любые дорогие и сложные часы ходят только при использовании простого ключа, стоящего грош, и поворота руки!
В этом объяснение тайны написанного: «Ибо по образу Б-га сделал человека». Его дела подобны повороту ключа, приводящего в действие весь мир. А в основе: «Праведник – основа мира». Благодаря ему действуют все миры. Изменения в этих мирах, как положительные, так и отрицательные, не дай Б -г, зависят от человека, от его дел! Это отражается и в материальном плане, и в духовном.
У нас нет понимания того, как воздействуют заповеди на человека и его душу. «Всё зависит от каждого дела человека внизу, на земле».
Саба из Кельма, благословенна память праведника (Ор Рашаз, 18), размышлял о Творении и вывел принципы, на которых оно основано. На первый взгляд, кажется, что порядок в мире плох и порочен: холод и мороз, жара и зной, дикие травы и плохие дороги. Но на самом деле есть в нем всё нужное для хорошей и счастливой жизни.
Но почему «по труду плата», спросил Магад из Дубно, благословенна память праведника (Ериот а-оель, Шофтим), и ответил на это замечательной притчей.
Аристократ решил отдохнуть от своих многочисленных забот и хлопот и пошел полюбоваться прекрасными видами полей, а также захотел прогуляться по винограднику. Вдруг он остановился, склонил голову и прислушался. Его сердце наполнилось восхищением, когда он услышал приятные и волнующие трели соловья.
Проходивший мимо крестьянин поклонился ему: «Господин хочет эту певчую птичку?» «Всем сердцем, – взволнованно ответил аристократ. – Кому она принадлежит?» «Она в моем дворе. Значит она моя. Сколько господин заплатит за нее?» «Сто золотых!» – ответил аристократ. Большие деньги. Глаза крестьянина сверкнули алчностью: «Сто пятьдесят!» «Двести, – удивил его аристократ. – Но прежде я хочу увидеть соловья в твоих руках! Ведь сейчас он сидит на ветке и не принадлежит ни тебе, ни мне».
Пока он говорил, птица умолкла, распустила крылья и улетела…
«Жаль, – сказал крестьянин, – я упустил двести золотых»… «Ты не потерял ни гроша, – ответил ему аристократ, – ведь у тебя не было птицы для продажи»… Перейдем к нашему вопросу. Тот, кто исполняет заповедь, прикладывая для этого усилия, трудясь над изучением Торы и улучшением своих качеств, прокладывает дорогу веры и упования, таким образом превращая эти заповеди в “свои”. Они становятся частью багажа его души, частью его личности, и такой человек удостаивается получить за это большое вознаграждение. По труду и плата!