Порядок предпочтения плодов
Человек, желающий вкусить несколько видов плодов, которые имеют одинаковое благословение (например, виноград и яблоко), должен произнести благословление на более важный вид. Человек, собирающийся съесть несколько плодов, у которых разное благословение (например, яблоко и ананас), вначале должен сказать более важное благословение, а затем второстепенное.
Порядок предпочтения плодов с одинаковым благословением: а) семь видов плодов земли Израиля; б) целый плод; в) более желанный плод; г) большой плод.
Порядок предпочтения среди семи видов: а) оливки; б) финик; в) виноград; г) инжир; д) гранат.
Порядок предпочтения среди продуктов с разными благословениями:
а) благословение «амоци лехем мин аарец», произносимое на хлеб из пяти видов злаков (значимость злаков: пше-ница, ячмень, полба, рожь, овес);
б) благословение «боре миней мезонот», произносимое на хлебобулочные изделия, которые не являются хлебом;
в) благословение «боре миней мезонот», произносимое на рис;
г) «боре при агафен», произносимое на вино;
д) «боре при аэц», произносимое на фрукты;
ж) «боре при аадама», произносимое на плоды земли;
з) «шеаколь ниѓье бидваро», произносимое на все осталь-ное;
и) благословение на благовония.
Более важное благословение перевешивает более желанный или целый плод во всех случаях, за исключением благословений «боре при аэц» и «боре при аадама». Поэтому, если перед человеком будут плоды «при аэц» и «при аадама», но плод «при аадама» целый, или из семи видов, или более желанный, – вначале благословляют его, а только потом произносят благословение на плод «при аэц».
Вот правильный порядок благословений в этом случае:
а) более желанный в большинстве случаев;
б) плоды семи видов;
в) целый плод;
г) благословение «боре при аэц».
Когда не соблюдают приоритет благословений
Если порядок предпочтения благословений противоречит одному из принятых в обществе правил приема пищи, нет надобности его соблюдать. Поэтому человек, который приступает к трапезе (без хлеба), может вначале съесть суп («боре при аада-ма»), затем макароны («боре миней мезонот») и в конце фруктовый десерт («боре при аэц»).
Также можно не соблюдать приоритет благословений, если это поможет решению сомнительной ситуации. Например, человек, который собирается есть шоколад (благословение «шеа-коль») и фрукт (благословение «при аэц»), вначале может сказать благословление на шоколад, а затем на фрукт. Это объясняется сушествующим мнением (не принятым, однако, по «алахе»), что на шоколад нужно произносить благословение «боре при аэц»; по этому мнению, если человек благословит вначале фрукт, возможно, он тем самым выведет и шоколад, а потому благословение на шоколад станет напрасным благословением.
Приоритет благословений в хлебе
Порядок предпочтения в хлебе: а) хлеб из семи видов, б) целый хлеб, в) чистый хлеб, г) более желанный хлеб, д) большой хлеб.
Закон предпочтения в хлебе (и остальных видах пищи) нужно соблюдать только в том случае, если два вида хлеба находятся перед человеком и он хочет вкусить от каждого вида, или ему не важно, какой хлеб есть. Но если человек хочет есть только менее важный хлеб, он может сказать благословление на него. Например, вечером в шабат, когда перед человеком находятся две халы, можно преломить халу, которая меньше, чтобы большая хала осталась на утреннюю трапезу.
Несколько примеров:
а) человек, у которого есть два ломтика хлеба, большой и маленький, должен благословить большой;
б) если есть выбор – большой ломтик хлеба и целая булоч-ка, должен сказать благословение на булочку;
в) если есть маленький ломтик из белой муки и большой ломтик из темной муки, – нужно произносить благословение на маленький ломтик из белой муки, но если большой ломтик из темной муки более желанен для человека, нужно сказать благословление на него;
г) но если у человека есть выбор между хлебом из белой муки и хлебом с отрубями (второго сорта), нужно произносить благословение на белый хлеб, даже если хлеб с отрубями более желанен.