Иногда я чувствую себя одинокой. Я решила вести религиозную жизнь 11 лет назад, после того как я уже была замужем семь лет и родила первых двух детей.
В начале мой муж не согласился с этим решением. В то время как я влюбилась в иудаизм через эмоциональную сторону — раввины и ребецн, которых я встречала, давали мне возможность почувствовать, что быть евреем невероятно особенно и свято — муж мыслил куда более интеллектуально и аналитически. Он просто не был привязан ко всему этому так же сильно, как я.
На протяжении многих лет до этого я искала способ наполнить свою жизнь, в которой не было ни духовной основы, ни исторической связи с предками, ни поддержки сообщества — не обязательно я понимала, что мне нужно именно это, но их в моей жизни не было совсем. И вот, наконец, я смогла почувствовать присутствие всех этих аспектов в жизни моих новых друзей и наставников, которые были частью мира, которым я восхищалась со стороны, и неустанно трудилась, чтобы тоже иметь к нему хоть какое-то отношение.
Все оказалось не так просто. как мне казалось…
Пока мой муж молчаливо (в лучшем случае) сопротивлялся следованию правилам совершенно другого образа жизни, который я вдруг нашла и пыталась примерить на нашу с ним семью, мои родители были открыто против. Они отправляли мне множество электронных писем со статьями о всяких сектах и культах, а на все мои просьбы и увещевания реагировали с холодом или даже враждебностью. Это было очень больно, мое сердце разрывалось.
Неся ответственность за двух своих малышей, я решила развиваться в плане изучения Торы дальше — больше учиться, больше соблюдать, желая увеличить наше участие в еврейской жизни. И так получилось, что в течение следующих десяти лет мы встроили галаху, законы иудаизма, в наш повседневный американский образ жизни так легко и гармонично, что большинство людей вокруг даже не догадывались и не догадываются до сих пор, что мы пришли в мир еврейской жизни из совершенно другого. Все было довольно здорово и интересно, даже если на первый взгляд и казалось, что это не совсем так.
В процессе духовного роста мы решили поближе познакомиться с жизнью нескольких еврейских общин, а также отправили наших детей в религиозные школы. Это было необычным опытом со всеми его взлетами и падениями, где святость и враждебность сменяли друг друга. Бывало порой, что я чувствовала себя одинокой и не поддерживаемой никем в этом новом для себя мире Торы.
Но, как выяснилось, это путешествие в мир Торы, по большей части, действительно началось внутри меня: моя связь со Всевышним, мои развивающиеся отношения с Ним и мой собственный рост стали его важнейшей частью.
Законы Торы являются основой для нашей повседневной жизни, способом доступа к Вечному; но при этом они побуждают заглянуть глубоко внутрь.
Я всегда старалась бежать от боли и трудностей. И себя, и других я привыкла судить строго. Поэтому построила вокруг себя мощные стены, чтобы защититься на своем новом пути даже от самых близких мне людей. Я была страстной и импульсивной.
В процессе изучения законов кашрута, шабата, цниюта (скромности), сохранения семейной чистоты и т. д., я также узнала что-то новое о себе и о том, что я хочу улучшить в своей жизни. Я хотела научиться быть более последовательной и просчитывать свои шаги; я хотела, сталкиваясь с болью, использовать ее в качестве трамплина для личностного роста; я хотела любить других такими, какие они есть, открывать себя для дружеских отношений и общения, узнавая больше об окружающих меня людях. Чтобы действительно понимать, что «все хорошо», даже если изначально так не кажется.
Я обнаружила, что есть два способа следования Торе: интеллектуальный и эмоциональный. Это что-то вроде разделения на материальное и духовное. И в зависимости от того, какой вы человек, вы выбираете тот стиль, который вам ближе. А общая цель, как мне кажется, состоит в том, чтобы с определенной нежностью и любовью подталкивать себя к соблюдению, ища к самим себе особый подход в тех областях, которые представляются нам наиболее сложными, но при этом воздерживаться от подталкивания и поучения других.
Мой муж прошел со мной весь этот путь от самого начала, и хотя мы с ним очень разные, все же мы сейчас идем бок о бок вместе, как уникальные непохожие создания, но с общими целями. И я научилась больше ценить своих родителей за всю ту заботу, которой они окружали нас на протяжении многих лет.
С тех пор прошло уже десять лет, и вот, я здесь, одна сижу на кухне. Скоро мне пора будить своих четверых детей, потому что им пора готовиться к очередному школьному дню. Но самые важные уроки, которое они получат, они усвоят лично от меня через то, как я взаимодействую с ними и с другими людьми. То, как я решаю насущные проблемы. Как я сохраняю свою веру даже в трудных ситуациях. То, как я стремлюсь в рамках законов Торы сохранить баланс между своими страстностью и творческим началом с одной стороны и интеллектом с последовательностью с другой. Иногда мне, конечно, может показаться, что я в чем-то потерпела неудачу, но в целом я прекрасно знаю, что с Божьей помощью все-таки двигаюсь в правильном направлении.
А еще многому я учусь вместе со своими детьми. Когда мой сын, который еще ходит в детский сад, делает домашнее задание на иврите, я веду по буквам пальцем, проговаривая слова, буквы и огласовки вместе с ним. Иногда он меня поправляет. Мои дети, которые уже учатся в средней школе, уже давно намного превзошли мои познания в иврите. Я журналист, у меня есть степень магистра по связям с общественностью; слова — это моя жизнь. И все же мне еще многое предстоит узнать. Порой мы с детьми вместе делали домашнюю работу по предметам, связанным с иудаизмом, и это стало несколько унизительным или даже мучительным опытом для меня, вызывающим смирение.
Иногда мне кажется, что меня некому подбодрить. И поэтому, особенно в эти самые моменты, я приучаю себя смотреть или читать что-то вдохновляющее, звонить друзьям, молиться Всевышнему, чтоб он послал мне сил сделать следующий шаг вперед, оставаясь позитивной. Иногда я преуспеваю в этом, а во всех остальных случаях беру в качестве утешения что-то вкусненькое, могу позволить себе вздремнуть или (ну конечно же) обнимаюсь с близкими. Но в глубине души я знаю высшую цель, даже когда кажется, что я забываю о ней.
Когда ты служишь Богу через все свои ограничения и проблемы, через все свои достоинства и таланты, время от времени может показаться, что это одинокий и долгий путь — но, поверьте, это того стоит. В то время как в целом это путешествие может показаться довольно пугающим, решение в том, чтобы в самые темные времена для себя сделать глубокий вдох и попросить о помощи, неважно, молча или вслух: Всевышний, я чувствую себя так неуверенно, так неустойчиво! Пожалуйста, сопровождай меня в моем пути, веди меня вперед.
Благодаря помощи Создателя я учусь быть более уверенной в себе — и как мать, и как жена, и как еврейка, — чтобы доверять своей интуиции и понимать свое потенциальное влияние на других. И тогда я перестаю чувствовать себя одинокой