Наша недельная глава – «Ваигаш». Тора рассказывает нам о встрече Якова с Йосефом, о том, как Йосеф отправляется навстречу к своему отцу и впервые видит его после многих лет разлуки.
Так говорит нам Тора:
«Йосеф запряг свою колесницу и поднялся навстречу Исраэлю, отцу своему, в Гошен, и явился к нему, и пал на шею ему, и плакал на шее его долго».
Да, он плакал… Очень драматическая встреча отца с сыном, после того как они не виделись много лет.
Здесь Раши, и другие комментаторы приводят вопрос относительно того, как повел себя в этой ситуации Яаков: почему Яаков не «пал на шею Йосефа» и не поцеловал его? Сказали наши мудрецы: он читал «Шма».
Яаков читал «Шма»! И все спрашивают: а как же Йосеф? Разве он не читал «Шма»?
Есть много хороших ответов, которые я видел, и один из них такой: Йосеф не был обязан читать «Шма», поскольку он пришел, наконец, чтобы встретиться со своим отцом — следовательно, он был занят исполнением заповеди почитания отца, и поэтому освобожден от исполнения другой заповеди.
Интересный ответ
Но есть дополнительный ответ, который связан с Яаковом. Ведь тут, на самом деле, можно задать еще один вопрос: почему Яаков читает «Шма» в последний момент? Он же мог прочитать раньше! В любом случае не совсем понятно: если уже пришло время читать «Шма», то почему Йосеф не стал читать вместе с отцом? А если оно уже истекало, то почему Яаков не прочитал в раньше?
Ответ такой: причина в том, что у Яакова был приказ… Мне кажется, что этот ответ приводят от имени рава Хаима Соловейчика: Яакову было заповедано спуститься в Египет — по сути, Всевышний приказывает ему. Если Всевышний приказывает, то все иначе – Яаков был освобожден от других заповедей, поскольку он в настоящий момент исполняет повеление Б-га идти в Египет. Соответственно, до момента, пока он не встретил Йосефа, Яаков был занят исполнением заповеди, атот, кто занят одной заповедью, не обязан исполнять другие заповеди — в том числе и заповедь чтения «Шма». В тот момент, когда он увидел Йосефа, он больше не был занят исполнением заповеди, поскольку исполнил приказ. Поэтому он сразу же должен был читать «Шма». Что касается Йосефа, то ему не было приказано встретиться с Яаковом, и поэтому он, скорее всего, просто прочитал «Шма» до этого. Таков второй ответ.
Есть еще один красивый ответ, который я когда-то видел. В «Шма» мы произносим: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем, что есть у тебя» – здесь имеется в виду максимальная любовь, которой может любить Всевышнего человек — та, которую называют любовью «от всего сердца». Пока Яаков не встретился с Йосефом, в его любви к Творцу чего-то не доставало, поскольку его сердце было разбито. И в тот момент, когда он пришел и встретился, наконец, с Йосефом, его любовь увеличилась, его сердце широко распахнулось, и поэтому у него появилась дополнительная обязанность читать «Шма»: Яаков оказался в ситуации, в которой он снова читал «Шма», поскольку это позволяло ему выполнить заповедь «возлюбить всем сердцем» наилучшим образом. Другими словами, когда Яаков прочитал «Шма» в первый раз, он как бы не исполнил заповедь в полной мере, поскольку его сердце не было цельным.
Шабат Шалом и до свидания!
Была ли эта информация полезной?
Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!