В трактате Брахот приводится, что рабби Илаа просил у Улы: «Когда будешь в Святой Земле, окажи особенный почет Бруне, брату моему. Он радуется заповедям, и поэтому он великий человек, а великому человеку подобает большой почет». Из этого мы учим важное правило: в глазах наших мудрецов великим человеком является тот, кто рад заповедям.
Почему же именно тот, кто радуется заповедям, является великим?
Поскольку эта радость показывает о большой любви этого человека к Творцу. И так обращается наш народ к Создателю (Песнь Песней 1:4): «Влеки меня — за Тобой побегу! Приведи меня, о Царь, в покои Твои, возликуем и будем радостны с Тобой!» Поясняет Рамхаль: «Потому что чем глубже удостоится человек проникнуть в «покои» познания величия Его, благословен Он, тем сильнее будет его радость, и сердце его возликует в груди».
Эта радость также показывает ценность заповедей в глазах человека. Пишет Аризаль («Шаар руах акодеш»): «И должен человек во время исполнения каждой заповеди или во время изучения Торы или во время молитвы радоваться и ликовать больше, нежели если бы он заработал или нашел миллионы золотых монет». А в «Шаар а-мицвот» он добавляет: «И в соответствии с величиной его радости, он удостоится получить озарение свыше. И, если будет постоянным в такой радости, нет сомнения, что будет на нем святой дух. Такое отношение должно быть ко всем заповедям и к изучению Торы – еврей должен делать их с большим желанием и огромным воодушевлением». А автор книги «Харедим» приводит, что Аризаль открыл своему ученику: всё, что он достиг – ему открылись врата мудрости и святости – было в заслугу того, что радовался в исполнении каждой заповеди безграничной радостью».
И так пишет «Решит Хохма»: «Пусть направит каждый свою радость на изучение Торы, и во время, когда будет выполнять заповеди, да возликует сердце его из-за того, что он удостоился быть рабом высшего Царя, которому все вознесенные поклоняются… И каждый, кто выполняет заповеди с радостью, получит награду за их выполнение в тысячу раз больше».
Такая радость – самая большая радость. Нет ничего, что бы сравнилось с радостью в любви человека к Своему Создателю и выполнении Его воли. Почему? Поскольку истинная радость появляется там, где есть полноценность и совершенство, как пишет Маараль во многих местах, а что может сравниться с полноценностью и совершенством Творца?! Когда человек любит своего Создателя, он близок к Нему и к Его совершенству, в результате чего его сердце ликует несравненной ни с чем радостью.
Этот принцип поможет нам понять слова Рамбама, который пишет: «Радость, которой будет радоваться человек, выполняя заповеди и любя Создателя, — это важное служение перед Ним…; тот, кто принижает себя и «облегчает» свое тело в этих местах (чтобы плясать и ликовать перед Творцом во время радости), – он важный и почетный человек, служащий Творцу из любви… И настоящее величие и честь – радоваться и ликовать перед Г-сподом». Слова «настоящее величие и честь – радоваться и ликовать перед Г-сподом» требуют пояснение. Было бы понятно, если бы Рамбам написал, что это большая заповедь и правильное действие, однако почему тот человек, который принижает себя во время радости, считается почетным, ведь он делает действия, противоположные, на первый взгляд, понятию почета.
Опираясь на вышеупомянутый принцип, сможем получить ответ на этот вопрос. Истинный почет принадлежит Творцу, как говорит царь Давид (Теилим, 24, 10): «Кто царь почета? Г-сподь Воинств – Он царь почета». Поскольку человек, который радуется большой радостью в его любви к Б-гу и выполнению Его заповедей, близок к Нему, он связан с Его почетом, и поэтому ему подобает почет.
Это поможет нам понять отрывок из трактата Сукка, в котором рассказывается, что Раббан Щимон бен Гамлиель, когда участвовал в радости «Бейт а-шоева», проводимой в Храме, брал в руки восемь факелов и бросал их один за другим, ловко ловя их. На первый взгляд, непонятно: почему считает Талмуд необходимым рассказать нам о ловкости рук раббан Шимон бен Гамлиеля, ведь в этом нет какого-то превосходства для мудреца Торы. Ответ: поскольку раббан Шимон бен Гамлиель, радуясь перед Г-сподом, был близок к Нему, он вышел из ограничений материальности, и поэтому ему представилась возможность делать действия с чудесной проворностью. Талмуд, приводя эту историю, сообщает нам не о ловкости рук, а о великой близости к Г-споду, которою достиг раббан Шимон бен Гамлиэль в его радости перед Всевышним.