Мы находимся в преддверии великого события для всего человечества: Дня Суда – Рош а-Шана. Если задуматься о том, какой самый страшный капкан ставит нам на пути служения Творцу злое начало, можно с уверенность сказать, что, это – ощущение рутины, автоматизм, механическое исполнение обязанностей, застой, готовность плыть по течению, не задумываясь и не переживая. И здесь на выручку нам приходит очень простой на первый взгляд предмет – шофар – бараний рог, – звуки которого Тора заповедует нам слушать в Рош а-Шана. Согласно словам Талмуда («Рош а-Шана», 26а), слушая звуки шофара в Рош а-Шана, мы переносимся в Святая Святых. «Если вострубит шофар в городе, разве народ не содрогнется?!» (Амос 3:6), «Если лев зарычит, кто не затрепещет?!» (Там же, 3:8). Именно в это время много лет назад Творец обратился к Адаму, первому человеку: «Аека?» – «Где ты?» (Берейшит 3:9). Это слово, прозвучавшее как трубление шофара, было призвано пробудить его от дремоты, заставить задуматься о содеянном и вернуться всей душой и всем сердцем к его Создателю.
В Рош а-Шана Творец восседает на троне суда и «Книги живых» и «Книги мертвых» открыты перед Ним! В этот момент человек не может продолжать спокойно спать. Если в прошлый раз мы получили в подарок жизнь, это вовсе не гарантирует, что это чудо случится и сейчас. Хотя, с другой стороны, не совсем так. Мы все готовимся к этим дням в полной уверенности, что и на этот раз свершится чудо – нас оправдает Милосердный Судья, подарит нам еще год жизни. Однако этот подарок – не более чем аванс, повторяющийся из года в год. Только у того, кто хочет, кому важно, кто проснулся, кто знает, где источник жизни и в чем смысл ее, есть шанс быть записанным в «Книгу живых».
Не механическое постукивание себя в грудь, которое очень похоже на то, как мельник утрамбовывает мешок, чтобы в него поместилось еще немного муки (уподобление заимствовано у Магида из Дубно), а только искренне принятые решения и реальные поступки послужат нам входным билетом в новый год. Наша задача заключается не в том, чтобы получше утрамбовать совершенные в течение года прегрешения и приготовить место для новых, а раскаяться в допущенных ошибках и честно решить их исправить и больше не совершать. Тшува – это начало светлой и возвышенной жизни, рождение человека. Поэтому день суда установлен именно в день рождения человека.