Йосеф встречается с братьями, которые прибыли в Египет. Они еще не знают, кто перед ними, и, к своему удивлению, они видят, как Йосеф проявляет особое внимание к Биньямину во время трапезы:
«И велел он нести от себя подношения им, и было подношение Биньямину в пять раз больше, чем подношения у них всех».
Берешит 43:34
В Талмуде сказано, что человек не должен отдавать предпочтение одному из детей, ведь из-за цветной рубашки, которую пошил наш праотец Яаков, Йосефа продали в рабство. Это впоследствии привело к тому, что евреи вынуждены были спуститься в Египет и попали в рабство.
Почему же Йосеф прилюдно показал, что любит Биньямина больше остальных?
Рабби Иешаягу ди Трани объяснял в этой связи, что братья были против неравного родительского отношения к ним, но не протестовали, когда речь шла о неодинаковом отношении со стороны других людей. В данном случае, о египетском владыке, под маской которого скрывался Йосеф.
О зависти, тем не менее, стоит написать подробнее. Царь Шломо в книге «Коэлет» пишет: «И увидел я, что весь труд человека, и все успехи в делах, это от зависти человека к товарищу его» (Коэлет, 4:4) То есть, зависть является своеобразным катализатором нашей деятельности. Мы завидуем другим и хотим сделать всё, чтобы они позавидовали нам.
…Как-то один молодой человек, который учился в Бней-Браке в ешиве, возвращался домой. Он увидел, как на строительной площадке спорят архитектор и владелец будущей виллы. Каким камнем лучше облицевать дорогу, ведущую к вилле, – мрамором или материалом подороже? Ученик ешивы вмешался в горячий спор: «Извините, не кажется ли вам, что гранита будет достаточно?» Будущий владелец виллы застыл в недоумении. «Вы ведь хотите облицевать дорожку мрамором для того, чтобы вам завидовали, не правда ли? Я заранее предупреждаю, что завидовать не буду.
Получается, вы зря потеряете деньги».
Давайте же решим, для кого мы строим дом, растим детей и учим Тору – для себя или для других?