«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11)
Наши мудрецы (Мидраш Раба на недельную главу, 10) говорят: «Таков путь грешников: когда они находятся в беде, кричат (умоляя Творца пощадить их), а когда наступает облегчение, возвращаются к своим грехам». И всё это – из-за того, что грешники находятся во власти своего сердца, как говорит Мидраш (Эстер Раба 10:3). Т.е. их чувства и ежеминутные желания правят ими и влияют на все их действия. В то время, когда грешники испытывают боль и страдания, они раскаиваются в своих грехах, но стоит пройти боли и страданиям, сразу же возвращаются к ним. И всё это — поскольку в то время, когда они не чувствуют никакой боли, им кажется, что спокойствие и беззаботность продолжатся вовеки. И так говорит Зоар (Насо 126:1): «природа человека такова, что он идёт по этому миру, думая, что он принадлежит ему и останется в нём на веки веков».
Однако праведники постоянно помнят о будущем и, осознавая, какую огромную награду получат за добрые дела и какое неимоверное наказание за злые, творят добро и воздерживаются от зла. Стих в книге Коэлет (9:5) «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают» объясняет Талмуд (Брахот 18а) следующим образом: праведники, которые даже после смерти своей считаются живыми, знают, что умрут, т.е. постоянно напоминают себе об этом, и поэтому живут соответственно этому знанию, а грешники, которые считаются мёртвыми даже при жизни, не задумываются об этом, и поэтому продолжают грешить. Из этих слов мы видим, что одно из главных различий между праведником и грешником заключается в том, задумывается ли человек о грядущем или живёт в соответствии с ежеминутными чувствами.
И так пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува 2): «и должен человек во время того, когда он спокоен и безмятежен, представлять себе, как будет волноваться сердце его и дрожь пройдёт по всему телу в день смерти, когда ему предстоит дать отчёт (перед Небесным судом обо всей его жизни), как исповедуется в то время с разбитым сердцем. И так пусть делает всю жизнь свою – исповедуется с разбитым сердцем, и пусть будет боязнь перед Б-гом всегда перед его глазами».
Талмуд в трактате Тамид (32а) приводит, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов: «Кто является поистине мудрым?» На что мудрецы ответили: «Тот, кто видит грядущее». Объясняет Хафец Хаим (предисловие к книге Ховат аШмира), что Талмуд употребляет слово «видит» буквально: праведник представляет себе грядущее и видит его (в своём воображении) перед собой, поэтому он живёт и действует соответственно.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«