«И наполнилась земля злом» (6:13)
Поколение людей, которые жило до потопа, совершало все мыслимые и немыслимые преступления. Но окончательный приговор Б-г вынес им из-за грабежа. Хафец-Хаим приводит следующую притчу.
Крупный купец приобрел в кредит энное количество товаров на заводе, а затем продал в собственном магазине. Расплатился с поставщиками и еще раз взяли товары в кредит. Но на этот раз счастье ему не улыбнулось — внезапно в магазине вспыхнул пожар. Непроданный товар превратился в пепел.
Кредиторы собрались, чтобы решить, каким образом можно вернуть расходы. Один из собравшихся заметил: «Я слышал, что купец коллекционирует картины и драгоценности. Почему бы не потребовать, чтобы он продал часть своей коллекции для покрытия долга?» Все согласились и решил послать специального курьера к купцу. Однако внезапно другой кредитор всполошился:
«А что, если купец заблаговременно припрячет драгоценности?» Тогда присутствующие решили не тратить время на курьера и вместо этого прямо сейчас направиться к купцу.
В доме обедневшего купца раздался стук. На пороге стояли все его кредиторы, от мелкого до крупного. Хозяин понял, что ему не удастся договориться о разбивке долга на платежи или даже частичном его прощении. «Проходите, садитесь — пригласил он незваных гостей. — Что будете пить?» Кредиторы промолчали.
Один из них, наиболее бесцеремонный, обвел взглядом картины и внезапно снял со стены самую дорогую, в тяжелой золотой раме. Присутствующие как будто бы ждали сигнала. Подобно диким зверям, они бросились раскрывать шкафы и выволакивать серебряные кубки, алмазные ожерелья и жемчужные ленты. Прямо на глазах у ошеломленного хозяина.
Хафец-Хаим поясняет: когда человек грешит, он создает себе обвинителя (см. трактат «Авот», 4:11). А главный обвинитель создается у тех, кто занимается грабежом и злодейством. На суде в грядущем мире обвинители дружным хором перечисляют проступки человека. Тот, кто будит другого против его желания, нарушает Галаху. Такой поступок называется на иврите «гезель-шейна», «кража сна». Рабби Йезехкель Левинштейн рассказывал, что в ешиве, в которой он учился, как-то ночью один ученик сообщил другому о помолвке. Крики радости разбудили другого ученика. Узнав о случившемся, инспектор ешивы отчитал молодых людей: «Это типичная кража сна, и вы должны извиниться перед разбуженным товарищем».
Мы должны уберечься даже от самых минимальных — по нашему мнению — провинностей, потому что каждая из них приводит к возникновению очередного обвинителя. Не надо воровать сны и свободное время других людей. Не надо создавать себе злых кредиторов.