«Внуши же народу, чтобы выпросили каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых»
Шмот (11:2)
Шуточный комментарий гласит, что евреи должны были пребывать в египетском рабстве 400 лет. Сказали еврейские женщины: «Б -же, сократи срок рабства до 210 лет, а потом предоставь нам возможность порабощать мужчин».
Рассказывают, что у рабби Иешаягу Мушката была очень набожная жена. Он приходил из синагоги, а она еще молилась. Он возвращался домой из ешивы – она изучала комментарии к Пятикнижию. Вздохнул рабби Мушкат: «Теперь я понимаю комментарий Раши к словам Торы «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подмогу под стать ему (кенегдо)» – если человеку повезло, жена будет ему подмогой, если не повезло, супруга будет против него (на иврите слово «кенегдо» переводится двояко: «под стать ему» и «против него»).
Если человеку повезло, Б -г посылает ему жену в подмогу. Муж приходит из синагоги, и супруга подает ему завтрак. Муж возвращается из ешивы, на столе его ожидает обед. Если же человеку не повезло, его жена будет всё время напротив него – он молится, и она молится, он учит Тору, и она учит».
Теперь же давайте поговорим серьезно. Еврейские женщины, находясь в Египте, соблюдали законы скромности во всём, что касалось одежды и внешнего вида. Сказано, что Тора – это средство против дурного начала.
Однако народ Израиля пребывал в рабстве до того, как была дарована Тора, поэтому от дурного начала евреев защищала женская скромность. Именно благодаря ей наши предки вышли из Египта.