Введение
История Йеуды и Тамар, описанная в Танахе, является одной из самых загадочных и обсуждаемых в иудейской традиции. Этот эпизод, раскрытый в книге Берешит (Бытие), содержит множество сложных и многогранных аспектов, которые были интерпретированы в различных источниках еврейской мудрости, включая Талмуд, Мидрашим и каббалистические тексты. В центре этих рассказов находятся взаимоотношения Йеуды, одного из сыновей Яакова, и Тамар, его невестки, которые в конечном итоге приводят к рождению важных библейских фигур и, по некоторым истолкованиям, заложили основу для пришествия Машиаха. Обсуждение этой истории не только важно для понимания библейского текста, но и отражает более широкие темы, такие как мораль, предопределение и духовное развитие в еврейской мысли.
Исторический и текстуальный контекст
История Йеуды и Тамар начинается в 38-й главе книги Берешит. После продажи своего брата Иосифа в рабство, Йеуда отделяется от своей семьи и вступает в брак с дочерью хананеянина. У Йеуды и его жены рождаются три сына: Эр, Онан и Шела. Старший сын, Эр, женится на Тамар, но умирает, оставив её бездетной. По обычаю левирата, Тамар должна выйти замуж за следующего брата, Онана, но тот также умирает. Йеуда обещает Тамар, что она сможет выйти замуж за его младшего сына Шелу, когда тот подрастет, но затем забывает об этом обещании. Тамар, стремясь обеспечить продолжение рода своего покойного мужа, принимает решение заманить Йеуду, переодевшись в одежды женщины легкого поведения. Йеуда, не узнав её, вступает с ней в отношения, в результате чего Тамар забеременевает. Позже, когда становится известно о её беременности, Йеуда хочет её наказать за прелюбодеяние, но Тамар предъявляет вещи, которые он оставил у неё в залог, и Йеуда признает свою вину и правоту Тамар.
Йеуда и Тамар: трактовка в Талмуде и мидрашах
Разъяснения в Трактате Сота
В Талмуде, в трактате Сота (10 а), дана интерпретация этой истории. Согласно талмудическому тексту, Йеуда перед тем, как вступить в отношения с Тамар, задал ей ряд важных вопросов, чтобы убедиться в законности своих действий. Он спросил, не является ли она еврейкой, замужней женщиной или нидой (женщиной в периоде менструальной нечистоты). Тамар отвергла все эти опасения, убедив Йеуду в законности своих действий. Таким образом, Талмуд подчеркивает, что Йеуда не действовал легкомысленно или безразлично к законам Торы, а стремился следовать им, даже в сложной ситуации.
Комментарии «Даат а-Зкеним»
В комментариях «Даат а-Зкеним» к этому эпизоду делается акцент на том, что Йеуда, прежде чем вступить в отношения с Тамар, посвятил её себе в жёны, дав ей своё кольцо. Этот акт символизирует не просто случайную встречу, а обязательство и признание отношений, что важно с точки зрения еврейского брачного законодательства. Это подчеркивает, что Йеуда, даже в этой неоднозначной ситуации, стремился соблюдать нормы и традиции своего народа.
Каббалистический подход в Зоаре
Духовное восприятие Тамар Йеудой
В каббалистическом тексте Зоар (Ахарей Мот 72 а) раскрывается уникальный взгляд на отношения Йеуды и Тамар. Согласно Зоару, Йеуда почувствовал духовное величие Тамар, что проявлялось в особом свете её лица и «духовном аромате», исходящем от неё. Эти духовные качества Тамар, как указывает Зоар, вызвали у Йеуды сильное желание жениться на ней, подчеркивая, что его притяжение к Тамар было не только физическим, но и духовным.
Связь качеств дин и рахамим
Зоар также рассматривает брак Йеуды и Тамар как символическое объединение двух качеств – дин («суд») и рахамим («милосердие»). В каббалистической традиции, этот союз описывается как амтакат диним («смягчение суда»), где Тамар ассоциируется с качеством дин, а Йеуда – с рахамим. Это объединение видится как гармонизация противоположных сил, способствующая балансу и духовному совершенству.
Гематрия имен Йеуды и Тамар
Каббалист Аризаль в своем труде «Шаар Акдамот» (86 б) обращает внимание на гематрию (числовое значение букв) имён Йеуды и Тамар. Гематрия слова дин (64) умноженная на 10 равняется гематрии слова «Тамар» (640). Имя Йеуды, в свою очередь, содержит буквы, входящие в имя Б-га (Йуд-Кей-Вав-Кей), что ассоциируется с качеством рахамим. Это интерпретируется как намёк на их особую духовную связь и миссию.
Предопределение связи Йеуды и Тамар
Зоар также утверждает, что связь между Йеудой и Тамар была предопределена с самого начала Творения, подобно тому как Бат-Шева была предназначена царю Давиду. Этот момент подчеркивает концепцию предопределения в иудейской традиции и идею, что определенные события и взаимоотношения имеют глубокий духовный и исторический смысл.
Значение их союза в иудейской традиции
Союз Йеуды и Тамар имеет особое значение в иудейской традиции, так как их потомство лежит в основе рода Давидова, от которого, согласно пророчествам, произойдет Машиах. Этот эпизод подчеркивает важность исполнения мицвот, таких как левиратный брак, а также идеи праведности и искренности в сложных обстоятельствах.