Недельная глава Шмот (Шмот, 1:1-6:1)
На этой неделе мы начинаем читать новую книгу Торы — книгу Шмот. Одним из основных событий первой недельной главы является история Моше Рабейну и несгорающего куста ежевики.1 Может показаться довольно странным, что Бог решил впервые явиться Моше таким образом. Зачем вообще нужен был этот куст? Разве Бог не мог назначить Моше спасителем еврейского народа без пылающей ежевики, просто явившись в обычной жизненной ситуации, как Он являлся многим другим пророкам?
Ребе из Слонима помогает нам решить этот вопрос, выделяя два важных аспекта пылающего Куста: (1) огонь снаружи и (2) куст внутри. Согласно его интерпретации, огонь представляет собой все нечистоту этого мира — в частности, нечистоту Египта. Огонь символизирует бушующие страсти, которые могут побудить человека поддаться искушению и способные поглотить любое препятствие, которое может возникнуть при этом на их пути. Куст же, с другой стороны, символизирует духовную силу, которую каждый из нас несет глубоко внутри себя. Эта внутренняя сила является вечным ядром, которое никогда не может быть уничтожено.
Моше видел, как глубоко еврейский народ погрузился в нечистоту египетского общества. Он думал, что люди никогда не смогут изменить свое низкое духовное положение в лучшую сторону, потому что, как он полагал, они были довольны своим текущим уровнем. Но это было трагическим заблуждением. Согласно словам Адмора из Куврина, худшее, что мы можем сделать, это недооценивать себя. Как только мы убеждаем себя, что никогда не сможем вырасти за пределы своего нынешнего уровня, мы фактически блокируем свои перспективы и не позволяем себе реализовать свой конечный потенциал!
Вот почему Бог говорит Моше: «Увидел Я (Раа Раити) бедствие народа Моего, который в Египте».2 Мидраш3 указывает на то, что в этом стихе глагол «видеть» встречается в двух формах. Это двойное упоминание намекает на проницательное видение Бога — как будто Он говорил Моше: «Ты смотришь на мир только одной парой глаз, но Я вижу и дополнительной парой». До Божественного откровения в пылающем кусте Моше фактически не хватало веры в способность еврейского народа преодолевать трудности на своем пути и расти до более высокого уровня. Моше видел только огни нечистоты, окружавшие их снаружи.
Однако Всевышний увидел внутреннюю духовную силу людей — силу, которая, как куст, никогда не могла быть уничтожена. Моше нужно было увидеть несгорающий куст, чтобы обрести уверенность в способности людей избавляться от поверхностной нечистоты и использовать свое мощное духовное ядро.
Пусть мы удостоимся того, чтобы всегда быть удовлетворенными своим материальным состоянием (как сказано: «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью»4), но никогда не довольствуемся своими духовными достижениями. Мы должны получать удовольствие от того, чего достигли до сих пор, но ни в коем случае не начинать рассматривать текущие достижения как индикаторы нашего конечного потенциала. И пусть у нас хватит смелости подключиться к своей глубочайшей внутренней сущности и постоянно расти, независимо от того, с какими бушующими огнями страстей нам приходится сражаться снаружи.
Сноски
- Шмот, 3:2.
- Шмот, 3:7.
- Шмот Раба, 3:2.
- Пиркей Авот, 4:1