Ценить каждое мгновение учебы

Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Ценить каждое мгновение учебы

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«И говорил Б-г с Моше на горе Синай»

Ваикра (25:1)

«Что делает шмита рядом с горой Синай?» — эта привычная поговорка пришла из «Торат Коаним» к нашей недельной главе: почему Тора подчеркивает, что закон о шмите был дан у горы Синай? Ведь не только он, но и вся Тора была дана там.

У нашего учителя Хаима Виталя есть объяснение и интересная связь между заповедью шмиты и горой Синай. Верно, что на Синае была дана вся Тора со всеми ее заповедями. Но мы могли бы подумать, что для того, чтобы исполнить их, человек должен всецело посвятить себя Б-гу, отрешиться от любого ремесла и не выходить из шатра. Поэтому Тора приходит и говорит: «Счастлив тот, для кого Тора – его ремесло. Но и тот, кто решил заняться работой или торговлей, может достичь духовных вершин, если будет действовать в соответствии с рецептом и указанием, содержащимся в заповеди шмиты, то есть шесть лет работать, а на седьмой год – прекращать работу и посвящать это время духовному восхождению». То же самое верно и в более узком масштабе: шесть дней нужно работать, а в седьмой – прекращать, делая его для себя днем Торы.

В еще более узком масштабе можно весь день работать, а вечером отправляться на урок Торы. При таком подходе даже один час учебы превращается в жемчужину всего дня, в его цель и смысл. Раби Йеуда а-Леви в книге «Кузари» дал такое определение: «Плод дня». Все остальное подобно стволу дерева, его ветвям и листьям. Даже если ствол высок, а листва густа, дерево все равно сажают только ради плодов!

Тогда человек становится «Иссахаром и Звулуном» для самого себя: столько-то часов он занимается ремеслом, чтобы позволить себе несколько часов учебы. Есть и те, кто ради сильной любви к Торе, пылающей в их сердцах, готовы потерять любые богатства мира, лишь бы не потерять свое постоянное время учебы. Именно таким человеком был рав Глик.

В течение многих лет рав Давид Глик честно управлял своим магазином скатертей. Гораздо больше, чем саму работу, он любил заканчивать рабочий день в магазине и отправляться на ежедневный урок в синагоге «Агудат Реим», который давал гаон рав Симха Кеслер.

Участники этих уроков хорошо знали его улыбчивую натуру и жизнерадостный характер, которые придавали обаяние и колорит увлекательному уроку рава Кеслера.

Каждый раз он начинал в восемь вечера, и уже за час до этого рав Глик готовился завершить свою работу в магазине, чтобы попасть на долгожданный урок, бывший для него словно праздником.

Однажды после полудня рав Глик стоял в магазине и честно обслуживал состоятельного покупателя – по крайней мере, этот человек производил такое впечатление с учетом длинного списка товаров, которые он покупал. Рав Давид непрестанно поднимался и спускался по высокой деревянной лестнице, уже давно служившей ему. «Принеси, возьми, покажи, протяни, открой, закрой, упакуй, замени, добавь, убавь», — указывал ему покупатель, а рав Глик с радостью выполнял его пожелания.

Внезапно он заметил, что уже приближается восемь вечера. Солнце клонилось к горизонту, и из- за стекол окон длинные тени начали падать на ящики, разбросанные по полу магазина.

Рав Давид стал намекать покупателю, что еще чуть-чуть, и он будет закрывать магазин. А тот, словно не замечая этого, продолжал зачитывать из своего длинного списка все новые товары, которые хотел купить.

В 19:45 рав Давид решительно закрыл кассу и сжал в руке связку ключей. «Раби Йеуда, я закрываю магазин на замок и засов. Вам лучше бы остаться с другой стороны двери». Покупатель отказывался верить собственным ушам.

«Вы, конечно же, не владелец этого магазина, — бросил он ремарку раву Давиду, — если бы о Вашем поведении узнал хозяин, он немедленно уволил бы Вас с работы. Даже в банке клиента, который пришел перед закрытием, не заставляют выходить на улицу».

Было неприятно это делать, но раби Давид напомнил ему, что еще в тот момент, когда он только достал из кармана длинный список покупок, ему было сказано, что без четверти восемь дверь магазина будет заперта. «А кроме того, — улыбнулся рав Давид, — я владелец магазина».

Но покупатель стоял на своем, проявляя упрямство. Он не был готов отпустить связки товаров, которые так тщательно упаковывал. «Приходите завтра, я сохраню для Вас все Ваши связки в том виде, как они лежат сейчас. Никто их не тронет». «Нет, — стал вертеть головой из стороны в сторону покупатель, — я хочу купить сейчас».

Было уже 19:50. Раби Давид даже представить себе не мог, что он опоздает на ежедневный урок. «Возьмите ключи от магазина, — обратился он к пораженному покупателю, — выберите себе товары, какие захотите, а позже рассчитаемся». Он бросил связку ключей на стол и поспешил в путь. Не успел он переступить порог двери, как к своему удивлению заметил того покупателя, бросившего все свои сумки и бегущего за ним.

«А теперь что?» — удивился раби Давид.

«Я работаю в налоговой инспекции, — начал тот человек с улыбкой на лице, — а Ваш магазин был включен в случайную выборку предприятий для детальной проверки того, насколько правильно ведется бухгалтерия. Для этого я и стал покупать у Вас товар, чтобы посмотреть – отметите Вы его, как положено, в отчетности или нет. А теперь я хочу помочь Вам разложить все по местам и оставить Вас в покое. Я уже понял, что в Вашей жизни есть ценности важнее денег. Таких людей и проверять не нужно» (Беха Батахну).

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому