В начале недели Израиль страдал от тяжелых ракетных ударов. Рав Гершон Эдельштейн так прокомментировал напряженную в плане безопасности ситуацию на юге страны: «Необходимо понимать, что все неслучайно, но все сопровождается наблюдением с Небес, и, как писал Рамбан в комментарии к недельной главе Бо, все происходит согласно постановлению Всесильного, если есть заслуги, тогда имеют место награда и успех, если же заслуг нет, значит, все наоборот, и единственная рекомендация в данном случае состоит не в том, чтобы развивать физическую силу, а в том, чтобы уделить время раскаянию и исправлению своих поступков», – заключил он.
Рав Эдельштейн выбрал 3 ключевых параметра, на которых стоит остановиться, и укрепление в них защитит Народ Израиля: лашон а-ра (злоязычие), битуль Тора (пренебрежение Торой, устранение от Торы) и бейн адам лехаверо (отношения между людьми) – особенно в том, что касается законов о богатстве и ущемления человеческого достоинства.
-
Лашон а-ра (злоязычие)
«В каких вещах люди чаще всего проявляют слабость?» – задав такой вопрос, Рав ответил на него: «В шмират а-лашон (охране чистоты речи); лашон а-ра – то, чему у многих не получается противостоять, и уже говорилось о том, что «все в пыли злоязычия». С лашон а-ра бок о бок идет йецер а-ра (дурное начало), поэтому также остерегающиеся злословия очень высоко вознаграждаются, и именно в эти дни, когда Мидат аДин (Мера Суда) обострена, нужно укрепляться в вере, дабы не произносить лашон а-ра, а в целом бесполезные дела крайне серьезны, однако стоит начать, как бы то ни было, с избегания плохих речей.
-
Битуль Тора (пренебрежение Торой, устранение от Торы)
Еще один пункт, на который указал руководитель ешивы, это битуль Тора. «Стоит опасаться пренебрежения Торой, ведь сказали наши мудрецы, благословенна их память: в точности, как учение Торы, так и неучение Торы противопоставляется всему остальному».
-
Бейн адам лехаверо (отношения между людьми), а особенно в том, что касается законов о богатстве и ущемления человеческого достоинства
«А также в том, что происходит между человеком и человеком, когда один не хочет уступать другому, существуют законы о понятиях, связанных с имуществом, существуют Шульхан Арух и профессиональные судьи, однако иногда кто-нибудь устанавливает и определяет сам для себя какой-либо порядок, в том числе отражающийся на диалоге с соседями, среди которых порой встречаются на редкость добрые люди, а если доходит до столкновения с ними, такой человек тут же меняется на 180 градусов, и от него прежнего ничего не остается».
«Это относится и к восприятию финансового благополучия, особенно в ситуации, когда слава представляет из себя страшный ужас», – произнес Рав Эдельштейн, и его сердце обливалось кровью. «Книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») уже поведала нам о том, что почет давит на человека в большей степени, чем все соблазны на планете, и необходимо осознавать, что наслаждающиеся высоким общественным статусом в значительной мере теряют шанс на будущий мир, и напротив – через недостаток уважения (и даже позор) обретают долю в мире грядущем, уменьшая страдания в Геиноме (месте, где души должны очиститься от грехов)».
«Вот то, в чем следует укрепиться», – так завершил Рав свое выступление. «Отстраниться от злословия и игнорирования Торы, при этом усиливать свою любовь к ближнему, что входит в определение отношений между людьми, и пусть воздействие денег и авторитета не повлечет за собой неподобающее поведение».