Вопрос раввину:
Здравствуйте, уважаемый рав!
К нам в США приезжают люди собирать пожертвования для синагог, еврейских организаций и семей с разными проблемными ситуациями. Это, как правило, раввины, а также частные лица — мишулахим. Конечно же, для этого дела они берут в каждом штате письмо с одобрением местных раввинов, а возят их специальные водители, которые знают, где и к кому можно обратиться. Конечно, такие водители по договорённости берут за свою работу какие-то проценты от собранной суммы.
А теперь вопрос: считается ли, что они таким образом исполняют заповедь или это просто их бизнес?
Ответ:
Чтобы дать ответ на Ваш вопрос, прежде всего приведу слова Талмуда из трактата Брахот.
Как известно, каждый еврей обязан два раза в день, утром и вечером, прочитать отрывок из Торы, который называется Криат Шма. В Торе сказано, что его необходимо читать, где бы человек ни находился: «сидя в доме своем» или «идя дорогою своей».
Но почему каждый раз Тора добавляет слова «своем» и «своей»?
Именно из этого Талмуд в трактате Брахот учит, что обязанность читать Шма есть только тогда, когда еврей занят своими собственными делами. А когда он занимается заповедями и из-за этого в надлежащее для молитвы Шма время не может ее читать, он освобождается от этой обязанности. И, надо сказать, что освобождается не только от чтения Криат Шма, но и от всех других заповедей, за исключением той, которую исполняет.
Правило звучит так: «Занятый исполнением заповеди, пока он ее исполняет, освобожден от заповеди иной».
В трактате Сукка мы учим, что сойферы, которые занимаются написанием святых книг, тфилин или мезуз, а также те, кто занимается продажей этих святых предметов, считаются «занимающимися исполнением заповеди». Поэтому, делая эти вещи, они не обязаны заниматься другими (если это помешает им как следует заниматься первой заповедью).
Этот закон приведен в Шулхан Арухе. Великий комментатор Маген Авраам добавляет, что речь идет даже о ситуации, когда эти люди получают от написания святых книг и их продажи денежную прибыль. Но есть и оговорка: как пишет Маген Авраам, они считаются «занимающимися заповедями» только при условии, что главное их намерение в этом занятии заключается в исполнении мицвы – чтобы у людей были эти святые предметы. Однако, если главное намерение человека заключается только в том, чтобы заработать, они не считаются «занимающимися заповедями» и, следовательно, не освобождены от выполнения других заповедей.
Из этого мы можем выучить и относительно таких водителей: если их главная цель помочь людям найти финансовую поддержку для важных проектов и начинаний, они считаются выполняющими заповедь, однако, если главное их намерение заработать, они не считаются выполняющими заповедь.