«С полуистлевшей плотью»
Бемидбар (12:12)
В нашей недельной главе находится одна из самых трудных для понимания фраз. Когда Мирьям была поражена проказой, Аарон попросил Моше помолиться за нее: «Да не уподобится она тому мертвецу, что выходит из чрева матери с полуистлевшей плотью». Ведь прокаженный считается мертвым.
Каков смысл этих слов? Согласно Раши, он таков: «Мирьям – наша сестра, из одной утробы мы вышли, поэтому мы словно один человек. Если же один брат здоров, а второй болен, здоровый должен ощущать себя так, словно половина его плоти больна!»
Это один из необходимых атрибутов для обретения Торы: «Несущий бремя вместе с товарищем». Недостаточно лишь молиться за него или помогать ему. Нужно чувствовать его состояние, разделять с ним его страдание. Поэтому данное качество названо «несением бремени». Как выразился однажды Саба из Кельма:
«Если бы извозчик тащил телегу вместе с лошадью, он не поднимал бы на нее кнута».
Лишь в такой форме молитва помогает. Вот почему молитва больного о самом себе слышна лучше, чем молитвы других о нем. Почему же мудрецы постановили нам: «У кого есть больной в доме, пусть пойдет к мудрецу, и тот попросит для него милосердия»? Дело в том, что у настоящего мудреца в сердце горит огонь любви к народу Израиля. Благодаря укорененному в нем качеству «несущий бремя с товарищем» он чувствует бедственное положение больного, и его несчастье затрагивает его. Поэтому и молитва такого мудреца слышна наверху. В книге «Маамар Мордехай» гаона раби Мордехая Хаима из Слоним написано:
«По правде говоря, молитва хорошего друга способна подействовать не хуже, чем молитва праведника. Но где ж человеку взять такого хорошего друга?»
Рассказывают, как два знатока Торы навестили на праздник святого рава, автора «Эш Дат» из Озерова В разговоре был упомянут один больной, находящийся в опасном состоянии. Гости сказали: «Нас тут трое, мы можем составить суд, который постановит, что больной должен выздороветь».
Праведник с серьезным видом ответил: «Верно, есть такое понятие. И я готов присоединиться к вам, но сначала должен вам рассказать, как именно действует такой суд. Прежде всего, трое судей принимают на себя приговор больного, ставя себя на его место. Тогда больному Свыше позволяют жить, а на Небесах проверяют заслуги этих троих. Велики шансы, что сумма их заслуг склонит ситуацию к добру, хотя это и не гарантировано. Если вы согласны, давайте сделаем это». И тогда те двое отказались от своего предложения
(Майян а-Шавуа).