«3вулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона.» (Берейшит 49:13)
Комментирует Раши: «На морском побережье будет (расположена) его земля… Его всегда найдешь на берегу корабельном, в гавани, куда суда доставляют товары, ибо Звулун занимался торговлей и доставлял пропитание колену Иссахара, а они занимались Учением». Раши добавляет, что об этом «сотрудничестве» упоминает Моше в своём благословении (Дварим 33:18): «Радуйся, 3евулун, при выходе твоем, а ты, Иссахар, в шатрах твоих».
Из слов наших мудрецов в трактате Ктубот (111 б) видно, что основная вещь, в заслугу которой человек удостаивается Будущего Мира, — изучение Торы. Однако, говорят мудрецы, также и тот, кто сам не является знатоком Торы, но материально поддерживает изучающих Тору, чтобы дать им возможность полностью погрузиться в учение, удостаивается в заслугу этого Будущего Мира. Чья же награда будет больше – самого мудреца Торы или того, кто его поддерживает? С одной стороны, несомненно, именно того, кто изучает Тору, ведь он сам непосредственно занимается её изучением. И так сказали мудрецы (там же): «Все благополучие, о котором говорили пророки, относится только к награде, которой удостоится тот, кто поддерживает материально мудреца Торы, однако награда самого мудреца Торы будет настолько велика, что пророки не могли её видеть в своём пророчестве».
Тем не менее, в определённом аспекте есть приоритет в получении небесного благословения у того, кто поддерживает изучающего Тору, перед самим знатоком Торы. Виленский Гаон говорит, что это мы можем видеть из того, что Яаков и Моше упомянули Звулуна в своём благословении перед Иссахаром. Он пишет, что объяснение этому заключается в том, что Звулун является причиной, благодаря которой у Иссахара есть возможность изучать Тору, а без этой поддержки изучение было бы невозможно.
Подобный принцип мы выучиваем и из слов Талмуда в трактате Брахот (17 а). Там сказано, что основную награду женщины получат за то, что являются подспорьем своим мужьям в изучении Торы и посылают своих сыновей в место, где их обучают Б-жественному учению. Талмуд утверждает, что за эти поступки женщины могут рассчитывать удостоиться в Будущем Мире даже большей награды, нежели сами мужчины, изучающие Тору.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«