1. Дочь Яакова и Леи
Тора рассказывает, что четыре жены Яакова родили 12 сыновей, от которых произошли 12 колен Израиля.
Важно обратить внимание, что после того, как мы читаем о рождении 10 сыновей, шесть из которых родила Лея,1 Тора сообщает: «И после этого она [Лея] родила дочь, и нарекла ей имя Дина».2
Согласно известному мнению мудрецов, с каждым из 12 братьев рождалась сестра-близнец, однако Дина родилась одна. Она единственная из дочерей Яакова, кто упомянут в Торе по имени.
2. Лея молилась, чтобы родилась дочь, а не сын
Тора не объясняет, почему Дина получила свое имя, хотя об именах ее братьев это сказано. С точки зрения этимологии, оно имеет отношение к слову дин — «суд», а мудрецы объясняют, что выбрала это имя сама Лея, как бы судя себя и вынеся себе приговор.
Как уже было сказано, к тому времени у нее уже было шесть сыновей. Еще четыре мальчика родили служанки, Бильга и Зильпа. Благодаря пророческому дару Лея знала, что у Яакова должно родиться 12 сыновей, и поняла, что, если у нее родится седьмой сын, на долю ее сестры Рахели останется произвести на свет только одного из 12 — еще меньше, чем родилось у служанок. В этот момент ее сердце исполнилось сочувствия к сестре, и она стала молиться Всевышнему, чтобы плод в ее утробе оказался девочкой.3
3. Яаков спрятал ее от Эсава
Дина родилась, когда семья еще жила в Падан-Араме, рядом с ее дедушкой по матери Лаваном. Когда Яаков решил вернуться в Святую Землю, место своего рождения, по пути им предстояла встреча с его братом Эсавом.
При этой встрече Яаков представил брату своих четверых жен и 12 сыновей. А где же была Дина?
Оказывается, Яаков спрятал ее в сундук.
Она была красивой, и Эсав мог загореться желанием взять ее в жены. Но, зная злодейскую сущность брата, Яаков не хотел своей дочери такого счастья.
Однако наши мудрецы говорят: если бы Дина вышла замуж за Эсава, она была в силах оказать на него такое влияние, чтобы привести к раскаянию, а потому этот поступок Якова, несмотря на его лучшие побуждения, рассматривался Небесами как упущенная возможность.4
4. Стала жертвой похищения и насилия
После того, как семья Яакова на какое-то время поселилась недалеко от города Шхем, местный принц, которого тоже звали Шхем, увидев Дину, почувствовал безумное желание обладать ею, похитил ее и изнасиловал. А после этого попросил своего отца Хамора (в переводе с иврита означает «осел»), правителя Шхема, отправиться к Яакову, чтобы просить у него руки похищенной дочери.5
По мнению мудрецов, эта трагедия могла произойти как следствие того, что Яаков спрятал Дину от Эсава. Душа девушки обладала мощным потенциалом энергии исправления, а поскольку Эсав не смог попасть под ее влияние, это место занял другой, которому необходимо было раскаяться. К сожалению, это произошло в такой ужасной форме.
5. Спасена братьями
Когда ее родные братья, особенно Шимон и Леви, узнали, что Дина подверглась насилию и находится в доме Шхема против ее воли, они погрузились в скорбь, которая скоро переросла в ярость. И им пришел в голову план, как спасти сестру и проучить таких дикарей.
Шимон и Леви убедили Хамора сделать обрезание себе, Шхему и всем мужчинам города — якобы это было условие для того, чтобы в дальнейшем те могли вступать в брак с женщинами из дома Яакова. А когда на третий день после операции все они испытывали мучения, братья пришли в Шхем и перебили всех мужчин. В сущности, те были соучастниками6 своего правителя.
Так братья вернули Дину домой.7
6. Ассоциируется с матерью Аснат
Когда Йосеф, сын Рахели и один из братьев Дины по отцу, позже оказался в Египте, где ему выпала судьба пройти удивительный путь от раба до второго человека в государстве, Тора говорит, что он женился на «Оснат, дочери Поти-Фера».8 Согласно известному толкованию, Оснат была дочерью Дины, родившейся от Шхема.9
7. Спускалась с семьей в Египет
После истории с похищением Тора еще раз упоминает Дину, перечисляя «70 душ», переселившихся в Египет вместе с Яаковом.10
8. Кнанеянка?
Интересно, что в перечислении потомства праотца Яакова фигурирует некий «Шауль, сын кнанеянки». Он упомянут среди сыновей Шимона.
Кем была эта кнанеянка? Согласно одному из объяснений, речь идет о Дине, названной так из-за того, что она стала жертвой непотребных действий кнанейца Шхема.
После изнасилования она боялась, что никто никогда не возьмет ее в жены. И тогда ее родной брат Шимон поклялся, что сам женится на ней, что затем и сделал. В их союзе родился Шауль, которого называли «сыном кнанеянки».11
Этого Шауля ни в коем случае не следует путать с первым царем Израиля Шаулем из колена Биньямина, который жил много сотен лет спустя.
9. Жена Йова?
Многострадальный праведник Йов, главный герой одноименной книги, вошедшей в Танах, загадочная фигура. Мудрецы спорят, когда и где он жил, а некоторые даже задаются вопросом, жил ли он вообще или был всего лишь фигурой аллегорической. Согласно одной из версий, Йов жил во времена Яакова и был женат на Дине!12
10. Похоронена в Арбеле
Издревле существует знание о том, что Дина была похоронена в Арбеле, к северу от Тверии, недалеко от озера Кинерет, вместе с некоторыми из ее братьев.13 Там находится несколько и других гробниц, а также древнее кладбище. Это место можно посетить и сегодня.
Сноски
- Берешит, 29-30.
- Там же, 30:21.
- Раши на Берешит, 30:21.
- Раши, 32:23.
- Берешит, 34:1-4.
- Ор а-Хаим на Берешит, 34:25.
- Берешит, 34:7-26.
- Там же, 41:45.
- Иерусалимский Талмуд на Берешит, 41:45.
- Берешит, 46:15.
- Там же, 46:10, и комментарий Раши на этот стих. См. Ликутей Сихот, т. 5, Ваигаш I, чтобы подробнее исследовать вопрос заключения брака между братьями и сестрами.
- Бава Батра, 15б.
- Нахманид на Берешит, 34:12.