Продолжение. Четвертую часть читай здесь.
Духовность
34. Вор, сделавший подкоп, чтобы украсть, взывает к Богу.34
Можно утверждать, что эта мудрость предшествовала пословице «В окопах не бывает атеистов», которая говорит нам о том, что каждый, даже вор перед ограблением, взывает к Богу, чтобы Он защитил его интересы.
35. Одна монета в пустом сосуде наделает больше шума.35
Когда благодаря своим праведным делам и изучению Торы человек поднимается над невежеством, принятым в его семье, этот очевидный контраст придает его успехам большой резонанс.
36. Стряхни соль — и брось собаке мясо.36
Даже самая изысканная еда без соли кажется безвкусной. Человеческая душа в определенном смысле тоже в определенном смысле как соль — ведь эта Божественная искра дает жизнь нашему телу. А когда душа уходит, остаются только плоть и кости.
37. Вино принадлежит тому, кто его сделал, но благодарность получает тот, кто его подал.37
В Талмуде это утверждение цитируется как типичный жизненный факт. Однако в то же время здесь заключен и вопрос.
Как может быть, что за вино, принадлежащее тому, кто его изготовил, благодарят официанта? Ведь только глупый не понимает, что официант — всего лишь слуга своего хозяина и что настоящая благодарность за хорошее вино не имеет к нему никакого отношения.
Бог — Владыка всей нашей Вселенной. Однако язычники по своей глупости поклоняются его неодушевленным слугам — небесным телам и другим природным явлениям.
38. Даже оказавшись среди шипов, мирт остается миртом.38
Даже если человек грешит, окружая свою душу как бы шипами и колючками, сущность его души остается чистой и незапятнанной.
Сноски:
- Брахот, 63a
- Бава Мециа, 85б.
- Нида, 31а.
- Бава Кама, 92б.
- Санедрин, 44а.