Талмуд сообщает нам, что в библейские времена у еврейского народа было 48 выдающихся пророков и 7 пророчиц. Он констатирует, что вообще пророков среди сынов и дочерей Израиля было гораздо больше — «вдвое больше, чем евреев во время исхода из Египта» — то есть колоссальное число. Однако в приведенный список вошли только те, чьи послания оказались актуальны и для будущих поколений.1)
При этом имена 48 пророков мужчин Талмуд не приводит, зато называет имена женщин: пророчицами были Сара, Мирьям, Двора, Хана, Авигаиль, Хульда и Эстер.
Наш лаконичный рассказ о 7 библейских пророчицах.
1. Сара
Сара — великая праведница, первая прамать и также первая пророчица еврейского народа. Будучи женой праотца Авраама, она была равным партнером мужа в том, чтобы распространять знания о едином Боге и соответствующую этому мораль. В то время как Авраам руководил мужчинами, Сара занималась с женщинами.2)
Изначально родители дали ей имя Иска, но Авраам называл ее Сарай — «моя принцесса, госпожа», потому что она превосходила его по силе пророческого дара.
Раши приводит три объяснения имени Иска:
- пророчица, провидица (от слова видеть);
- та, на которую все смотрят — она была очень красивой;
- производное от слова «принцесса» (и это созвучно со следующим ее именем Сарай, означающим «моя госпожа»).
Когда первой из наших праматерей было 89 лет, Всевышний сказал, что отныне ее имя будет не Сарай, а Сара, что означает «принцесса», а имя ее мужа Аврама («возвышенный отец»), которое он носил от рождения, станет Авраам («отец многих народов»). Спустя некоторое время после этого им было суждено стать родителями – наконец появился на свет Ицхак.
Святость Сары была такого уровня, что это влияло на природу материального мира, с которым она соприкасалась. Так хлеб, который она пекла к Шабату, оставался свежим всю неделю, а субботние свечи, зажжённые ее рукой, горели до следующей пятницы, и над ее шатром всегда парило облако Шхины.3)
Сообщая о возрасте Сары на момент ее кончины, Тора говорит, что ей было «100 лет, 20 лет и 7 лет». Мудрецы объясняют это так: когда ей было 100 лет, она была чиста от греха, как в 20, а в 20 она была прекрасна, как непорочное дитя в 7 лет.4)
2. Мирьям
Однажды, когда в ханаанской земле и во всем регионе, за исключением могущественного Египта, разразился многолетний голод, потомки Авраама и Сары – наш праотец Яаков со своей многочисленной семьей, которая составляла около семи десятков человек, — спустились жить в Египет. Они были достойно приняты там, но через несколько поколений постепенно оказались порабощены взошедшим на трон хитроумным и жестоким фараоном.
В те горькие времена в семье Амрама (внук Леви) и его жены Йохевед (приходилась ему теткой) родилась девочка по имени Мирьям, что значит «горькая».
Отец Мирьям был лидером поколения, а мать — известной акушеркой.
Вскоре после того, как у Мирьям родился брат Аарон, фараон издал жестокий указ – сразу при рождении убивать всех еврейских мальчиков. И тогда Амрам решил, что, поскольку сыновья будут обречены на смерть, они с женой больше не должны рожать детей – и развелся с Йохевед.
Но маленькая Мирьям, уже обладавшая пророческим даром, предсказала родителям, что им суждено родить ребенка, который выведет евреев из египетского рабства, и сумела найти слова, чтобы убедить их снова вступить в брак. От этого союза родился Моше, величайший пророк и лидер Израиля.
Мирьям всегда сохраняла оптимизм и верила в лучшее будущее, даже когда отец поначалу усомнился в таком ее пророчестве.5) А когда наконец сыны Израиля действительно покинули Египет и пересекли Красное море, оставив погнавшихся за ними египтян далеко позади, Мирьям запела песнь, восхваляя Всевышнего, и повела за собой с танцами и песнями всех женщин – об этом рассказывает нам Тора. 6)
Благодаря заслугам Мирьям Бог обеспечивал евреев водой на протяжении всех 40 лет, пока они были в пустыне, и, пока Мирьям была жива, ее колодец следовал за ними в пути.
3. Двора
Пророчица Двора руководила Израилем, сидя на горе в уделе колена Эфраима под финиковой пальмой (этот факт нашел отражение в названии известного каббалистического труда рабби Моше Кордоверо «Томер Двора» — «Пальма Дворы»).
Одна из причин, почему основным своим «рабочим местом» она выбрала не дом, не шатер, а пространство под открытым небом, заключалась в том, что она избегала оставаться наедине с мужчинами, приходившими к ней за советом, и потому предпочитала, чтобы общение происходило на виду у всех.
Шофтим, Книга Судей, говорит о Дворе: «эшет лапидот». И мнения мудрецов в понимании этих слов разделились. Одни говорят о ней, как о «женщине пламени» («лапидот»)» и поясняют, что Двора имела честь делать фитили для самой Храмовой Меноры.7)
Согласно другому мнению, эти слова стоит понимать буквально — «жена Лапидота», то есть супруга человека, получившего такое прозвище потому, что он сам занимался изготовлением фитилей. Также считается, что Лапидот — это второе имя Барака, мужа Дворы, о котором еще речь впереди.
Хананеи всячески осложняли жизнь еврейского народа, угнетали его, и однажды Двора передала своему мужу, в то время бывшему военачальником, послание Всевышнего о том, что он должен пойти против них войной. Но Барак ответил ей, что сделает это только в том случае, если Двора пойдет с ним. Тогда она предупредила его, что в таком случае слава от победы достанется не ему, а женщинам.
И действительно, сыны Израиля победили своих врагов, и большую роль в этом в этом сыграли храбрость и решительность хитроумной Яэли (жена Хевера, кейнея), убившей ханаанского военачальника Сисру, и,конечно, вдохновляющий пример самой Дворы.
В честь победы она сложила и спела песню с благодарностью Богу за освобождение от врага.
После этих событий в жизни евреев восстановились мир и покой на долгие 40 лет.8)
4. Хана
Хана была женой пророка по имени Элькана,9) очень любимой женой, но у них не было детей. Зато вторую жену Эльканы, Пнину, Бог благословил многими детьми, и та всячески досаждала Хане из-за ее бездетности. Так продолжалось годами, и, когда Хана уже настолько горевала из-за своего бесплодия, что не было сил терпеть, никому ни слова не говоря, она, пошла в Храм и плакала там, из последних сил молясь в своей душе.
Она пообещала Богу, что, если Он благословит ее сыном, она отдаст его для служения в Храме.
Ее молитва была необычной для того времени. Хана пребывала в состоянии самозабвения и только едва шевелила губами. Первосвященник Эли даже подумал, что она пьяна. Но, когда Хана объяснила ему, что делает в Храме и отчего ее жизнь так горька, он проникся к ней и благословил ее на рождение сына. Так это в свое время и произошло.10)
Многие законы еврейской молитвы основываются на описании той молитвы Ханы.
5. Авигаиль
Авигаиль была мудрой и красивой женщиной, женой богача Наваля, однако ее муж был крайне скуп и жесток.11)
После того, как Наваль, который был так же богат, как и по-человечески скверен, отказался дать пищу Давиду, уже тогда помазанному на царство, и его людям, Авигаиль сама вынесла им хлеб, вино, мясо и сухофрукты и даже сумела убедить Давида не убивать ее мужа.
Талмуд рассказывает, что она говорила столь искусно, таким образом используя доказательства, что их принцип был положен в основу еврейского права.12)
Спустя 10 дней после этого происшествия Наваль умер, а Давид взял Авигаиль в жены.
Традиция открывает нам, что, говоря с Давидом, она сделала нечто большее, чем просто сказала мудрые слова – на самом деле она ему пророчествовала.13)
6. Хульда
Пророчица Хульда (Олдама), жена Шалума бен Тиква, жила в Иерусалиме в период Первого Храма. Она была из рода Йеошуа бин Нуна и состояла в родстве с пророком Ирмияу.14)
Несмотря на родство с такими великими людьми, Хульда удостоилась пророческого дара не в этой связи, а в заслугу своего мужа, который каждый день, наполнив водой бочки, садился у ворот Иерусалима и давал напиться путникам, прибывающим в город.15)
Хульда обучала мудрецов Израиля тайнам Устной Торы, а когда к ней приходили посетители, нуждающиеся в ее пророчествах, принимала их в особом пределе Храма, который в ее честь стали называть «пределом Хульды».16) Она пророчествовала не только для мужчин, но и для женщин.17)
И именно Хульда была тем, кто призвал царя Йошеа18) продолжать обновление святого Храма в Иерусалиме и возобновить служение Богу, включая жертвоприношения.
В 3303 году от сотворения мира (457 г. до новой эры), когда праведный царь Йошеа повелел начать ремонт в Храме, первосвященник Хилькияу обнаружил там книгу Торы, открытую на таком месте, прочитав которое невозможно было не содрогнуться: «Уведет Бог тебя и твоего царя… к народу, которого не знал»19).
Узнав об этой находке, Йошеа разорвал на себе одежду и поспешил направить послов к Хульде – он желал узнать, что же предвещает эта находка.
Хульда предрекла, что стране грозит гибель и что Иерусалимский Храм будет разрушен. Однако царь этого не увидит, сказала она, потому что в награду за его великую праведность Бог избавит его от горькой участи быть свидетелем гибели святого Храма, так что Йошеа будет с честью погребен со своими отцами.20)
Сама Хульда также похоронена в Иерусалиме, прямо на Масличной горе.21)
7. Эстер
Эстер (Эсфирь) единственная женщина, чья книга стала частью Танаха.
Она была праведной еврейской девушкой из хорошей семьи и благородного рода. Жила в те времена, когда после вавилонского изгнания большое число евреев еще находилось в Персии — и вдруг судьба возвела ее там на царский трон.
Благодаря своему исключительному положению и большой мудрости она сумела спасти свой народ, расселившийся на просторах огромной империи Ахашвероша, от козней жестокого и очень влиятельного министра Амана, пожелавшего уничтожить всех евреев без исключения в один день.
Эстер была взята во дворец против ее воли, но как бы ни был для нее тяжел этот поворот судьбы, она смогла воспользоваться своим новым положением, чтобы разоблачить злодея Амана, и благодаря этому еврейский народ был спасен.22)
С помощью своего двоюродного брата Мордехая, который был главой поколения (есть мнение, что он также был ее мужем), она написала Мгилат Эстер (Свиток Эстер) и убедила мудрецов включить его в Танах, чтобы народ каждый год читал его23) в праздник Пурим — в тот день, когда евреи Персии отпраздновали победу над своими врагами.
Сноски
- Талмуд, Мгила, 14а. См. Раши там же, о пророках.
- Раши к Берешит, 12:5.
- Раши, там же, 24:67.
- Раши, там же, 23:1.
- Талмуд, Мгила, 14а.
- Шмот, 20:21.
- Шофтим, 4:4, и Раши, там же.
- Шофтим, 5.
- Раши к Млахим I, 2:27.
- См. первые гл. Шмуэль I.
- Млахим I, 25:2.
- Талмуд, Мгила, 14б.
- Седер Олам Раба, 21.
- Мгила, 14б; Седер а-Дорот, 3280.
- Пиркей де-рабби Элиэзер, 33.
- Раши, Млахим II, 22:14, и Диврей а-Ямим II, 34:22.
- Песикта Рабати, 26; Седер а-Дорот.
- До того, как Йошеа взошел на трон, Храм находился в плачевном состоянии, был запущен, обветшал, жертвоприношения не совершались. Царь был тем, кто спрятал Арон а-Кодеш, принадлежавший Храму.
- Дварим, 28:36.
- Млахим II, 22:12-20; Диврей а-Ямим II, 34:20-28.
- Седер а-Дорот, 3280.
- Подробнее об этом читайте на нашем сайте в статье “15 фактов о Пуриме, которые должен знать каждый еврей”.
- Мгилат Эстер, 9:29.