Вопрос:
Хочу спросить об описанной равом Элияу Ки-Тов деревянной Меноре. ‘Тогда они пришли во двор Храма, очистили жертвенник и сложили его заново, вырезали из дерева новую Менору и зажгли на ней светильники, чудесным образом горевшие восемь дней’.
Есть ли какие-то источники, кроме ‘Книги нашего наследия’, где описана деревянная Менора Хашмонаим? Что случилось с золотой храмовой Менорой? Какова судьба деревянной Меноры?»
Ответ:
В трактате Авода Зара (43а) приводится запрет делать семисвечник (Менору) для обычного пользования (не для Храма). Там обсуждается спор между рабби Йоси бар Йехуда и мудрецами относительно того, разрешено ли делать деревянную Менору. Этот спор зависит от вопроса: могла ли храмовая Менора быть изготовлена из дерева? Если Менора могла быть деревянной, то запрещено изготавливать такую Менору для не-храмового использования (поскольку она аналогична храмовой). Если же она не могла быть деревянной, то запрет касается только металлических Менор.
Рабби Йоси бар Йехуда считает, что Менора, хотя изначально ее следует делать из золота, может быть деревянной, и, по его мнению, именно так поступили Хашмонаим после победы над греками: из-за бедности они сделали Менору из дерева. Мудрецы же считают, что хотя в случае необходимости Менору можно сделать из других видов металла, деревянная Менора некошерна. По их мнению, Хашмонаи никогда не изготавливали Менору из дерева — в период бедности они использовали другие металлы.
Этот спор между мудрецами и рабби Йоси бар Йехуда о кошерности деревянной Меноры также приводится в трактате Менахот (28б). Там объясняется, что разногласия связаны с толкованием стихов в главе Трума, где описывается обязанность изготовления Меноры.
Рамбам (Законы Храма, 1:18) постановляет в соответствии с мнением мудрецов, что Менора из дерева некошерна. Поэтому, согласно галахе, следует считать, что Хашмонаи не делали Менору из дерева.
В дальнейшем Талмуд в трактате Авода Зара сообщает, что со временем, когда евреи разбогатели, они изготовили Менору из золота. Предполагается, что деревянную (или металлическую, по мнению мудрецов) Менору они спрятали (ганзу).
Куда же делась первоначальная золотая Менора из Храма?
Обратимся к мидрашу в Берешит Рабба: когда римляне поднялись на Храмовую гору, они боялись входить в Храм и сказали: «Пусть сначала войдет еврей». Они предложили Йосефу Мешите войти и взять себе что угодно из храмовой утвари. Йосеф выбрал Менору — священный светильник из чистого золота. Он вынес ее из Храма, но римляне, увидев Менору, сказали: «Не подобает простому человеку пользоваться ею; она предназначена для царских дворцов! Войди снова, и то, что вынесешь теперь, будет твоим». Осознав свой проступок, Йосеф отказался, сказав: «Хватит с меня того, что я раз разгневал своего Творца; не хочу сердить Его снова!» Римляне, разгневавшись, приказали распилить его пилой, а Йосеф восклицал: «Горе мне, разгневавшему своего Творца!» Из этого мидраша видно, что Менору похитили римляне.
Как известно, Арка Тита в Риме, воздвигнутая в честь победы Тита в Иудейской войне, содержит барельеф, на котором изображены римские солдаты, несущие храмовые сосуды, включая Менору, в триумфальном шествии. Это свидетельствует о том, что римляне захватили золотую Менору. Однако можно предположить, что речь идет о золотой Меноре, изготовленной Хашмонаими.
Таким образом, хотя в «Книге нашего наследия» упоминается деревянная Менора, это не соответствует закону. Временную Менору Хашмонаим, вероятно, спрятали. Золотую Менору захватили римляне, и ее дальнейшая судьба неизвестна.