Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Есть ли в иудаизме дискриминация по отношению к неевреям?

Вопрос:

Почему есть заповеди, которые касаются именно евреев? Так, к примеру, запрещено одалживать другому еврею деньги в рост, а нееврею нет запрета одалживать в рост. Это же дискриминация!

 

Ответ:

То, что это вызывает у Вас беспокойство, свидетельствует о Вашем понимании абсолютной справедливости законов Торы. И это верно: все законы Торы совершенно справедливы, ибо Всевышний, даровавший их, праведен во всех Своих путях. Как сказано в Торе (Дварим, 32:4): «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен и прям Он».

Теперь перейдем к ответу на Ваш вопрос.

Определение слова «дискриминация»

Дескриминация

Для того чтобы на него ответить, постараюсь дать прежде определение понятия «дискриминация». Думаю, что правильно определить это понятие можно так: ущемление прав того или иного человека по признакам расы, национальности, социального положения и т.п.

Равенство перед Творцом

Один из главных принципов иудаизма – равенство всех людей перед Творцом. Если человек шел по верному пути и делал добрые дела, он получит за это чудесную награду с Небес, а если он грешил, получит наказание за свои поступки. И об этом сказано (Дварим, 10, 17-18): «Б-г великий, могучий и грозный, который не лицеприятствует и не берет мзды. Он вершит суд сироты и вдовы и любит пришельца».

В иудаизме права всех людей равны – Тора обязывает с предельной осторожностью относиться к жизни и имуществу всех людей, как евреев, так и неевреев. Подробней об этом читайте статью «Что сказано в Талмуде про неевреев?» Тора требует относиться к неевреям и их имуществу гораздо более скрупулёзно, нежели относятся сами неевреи (даже самые порядочные) друг к другу.

Примеров, которые демонстрируют вышеприведенный принцип, миллионы. Ограничусь двумя.

Первый пример

Недавно мой знакомый рассказал мне, что как-то он запоздал на представление в одном из московских театров. Когда он пришел, кассы были уже закрыты, и сторож сказал ему: «можете заплатить мне за вход». Так он и сделал, считая изначально, что сторож делает все по закону, и, только когда сторож ввел его через черный ход, он понял, что сторож эти деньги попросту «прикарманил».

После этого моего знакомого все время тревожила мысль: быть может, это считается воровством с его стороны, ведь выходит, что он посмотрел представление, не заплатив, и ему следует отдать деньги хозяину театра. Когда он вернулся в Израиль, он спросил своего раввина, что делать. Тот сказал, что он должен оплатить хозяину театра стоимость билета. И, если нет другой возможности, он должен полететь обратно в Москву, чтобы вернуть эти деньги.

Второй пример

Талмуд в трактате Хулин (94а) запрещает подарить нееврею некошерное мясо, не поставив его в известность, что мясо некошерное. Причина в следующем: нееврей будет думать, что тот дал ему ценное для него мясо, и будет оказывать ему соответственные знаки почета, а в действительности у мяса не было никакой ценности для еврея. Выходит, что еврей как бы своровал почет.

Заповеди, которые касаются только евреев

Цдака
Цдака

Почему же, если так, существуют заповеди, которые евреи обязаны делать только по отношению к другим евреям?

Тут мы переходим к важному принципу Торы, который основывается на глубоком понимании его духовных нужд. Можно утверждать следующее: по Торе, человек, который одинаково относится ко всем людям – одинаково их любит, одинаково им помогает – грешит. Поскольку человек создан так, что он не может распыляться, то, если он будет стараться любить всех людей одинаково и помогать всем людям в той же мере, он в конечном счете не будет любить никого и не будет помогать никому.

Тора требует от нас прежде всего любить самых близких нам людей, потом соседей и жителей своего города, потом свой народ, а только потом и все человечество. И об этом сказал пророк Йешаяѓу (58, 7): «раздай голодным хлеб твой и бедняков скитающихся приведи домой, когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывай глаза», т.е., несмотря на то что еврей должен заботиться о благополучии всех людей, он прежде всего должен не закрывать глаза на финансовое положение его родственников. Так, обязан человек любить и почитать свою жену больше всех других людей. И так пишет Рамбам (Законы семейной жизни, 15, 19): «И так заповедовали нам наши мудрецы, чтобы почитал свою жену больше, чем самого себя, и любил ее, как самого себя».

И еще сказали наши мудрецы (Бава Мециа 71 а): «Бедные твоего города имеют приоритет (в разделении цдаки) перед жителями другого города».

Поскольку так, у человека есть особенные обязанности и заповеди по отношению к своей жене и детям, есть особенные обязанности и заповеди по отношению к жителям его города и есть – по отношению к его народу. И в этом нет ни только никакой дискриминации и ущемления чьих-то прав, но, наоборот, это является чудесным средством, которое помогает каждому человеку получить милосердное отношение от окружающих его и близких к нему людей.

Была ли эта информация полезной?

Да (5)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому