Вопрос раввину:
Если человек спит днем, то он не должен делать нетилат ядаим, когда проснется. Лучше все же сделать, потому что мог во сне дотронуться до каких-то частей тела, и надо омывать руки. То есть вопрос в том, что днем душа не поднимается туда, куда она обычно поднимается во время ночного сна?
И дневной сон не является 1/60 смерти?
Человек, который работает ночью и всегда спит днем, получает во сне подзарядку для своей души так же, как человек, спящий ночью
Ответ:
Существует предписание в Шульхан Арухе (Орах Хаим 4:15), согласно которому, человек, поспавший днем больше получаса, по пробуждении должен омыть руки без произнесения благословения. Это правило основано на сомнении относительно источника ритуальной нечистоты рук по утрам: является ли причиной нечистоты само ночное время или же сам факт сна. Если нечистота связана именно с ночью, тогда дневной сон не должен её вызывать. Однако если причина кроется в самом факте сна, тогда нечистота возникает и после дневного отдыха. Ввиду наличия этой неопределенности в качестве компромисса был принят обычай омывать руки после продолжительного дневного сна (более получаса), но без произнесения благословения.
Данный закон не связан с опасением случайных прикосновений к разным частям тела во сне, как Вы изначально предполагали, ведь в таком случае было бы достаточно сделать нетилат ядаим всего один раз, а не три, как мы это делаем после ночного сна.
Полагаю, дневной сон также является своего рода малой смертью, подобно ночному.
Что касается вопроса о дневном отдыхе, то прежде всего стоит отметить, что утверждение о том, будто сон необходим душе как своеобразная «зарядка», мне неизвестно. С научной точки зрения, как известно, дневной сон менее эффективен по сравнению с ночным. Тем не менее, в определенных обстоятельствах он может быть оправдан для поддержания работоспособности.
В самом Шульхан Арухе сказано, что дневной сон в целом не рекомендуется. Однако комментатор Мишна Брура допускает кратковременный дневной отдых, если он необходим человеку для сохранения активности и выполнения важных дел.