Вопрос раввину:
Вопрос про Кадиш. Есть нусахи , где присутствует строчка про Машиаха. Есть нусахи с Кадишом без этой строчки. Эта строчка была добавлена? Когда? Почему не всеми? Что нам об этом известно?
Ответ:
Вы абсолютно правы, указав на различия между вариантами молитвы Кадиш в нусахах разных еврейских общин. Действительно, сефарды, следующие нусаху эдот амизрах, и хасиды, следующие нусаху сфарад, включают в свой Кадиш фразу «ויקרב משיחיה ויצמח פורקניה» («и приблизит Своего Машиаха, и взрастит Свое избавление»), в то время как литовские евреи (литваки), следующие нусаху ашкеназ, опускают эту просьбу.
Безусловно, все согласны с важностью этой просьбы, ведь мы уже упоминаем его в молитве Шмонэ Эсрэ (Восемнадцать благословений): «את צמח דוד עבדך מהרה תצמיח» (эт цемах Давид авдэха мэhэра тацмиах), что означает «росток Давида, раба Твоего, скоро взрасти». Здесь подразумевается Машиах, который будет потомком царя Давида. Мы продолжаем: «ברוך אתה ה’ מצמיח קרן ישועה» (барух Ата Адо-най, мацмиах кэрэн йешуа), что переводится как «благословен Ты, Господь, взращивающий спасение». Причину, по которой в ашкеназском нусахе не упоминают эту просьбу напрямую, разъясняет выдающийся законоучитель рав Йехиэль Михаэль Эпштейн в своем фундаментальном труде «Арух ха-Шулхан» (Орах Хаим, 56:2). Он поясняет, что, согласно мнению приверженцев нусаха ашкеназ, эта фраза излишня, поскольку идея о приходе Машиаха уже выражается словами «וימליך מלכותיה» (вэ-ямлих малхутэй), что значит «и утвердит Свое царство».
Таким образом, хотя буквальное упоминание о приближении прихода Машиаха отсутствует в ашкеназском варианте Кадиша, просьба о приходе Машиаха и окончательном избавлении всё же подразумевается и в нем.
Что касается точного времени добавления этой фразы в некоторые версии Кадиша, то здесь трудно дать однозначный ответ. Несомненно, как и многие другие различия между нусахами, это произошло довольно давно, по крайней мере, несколько веков назад. Вполне вероятно, что появление этого дополнения связано с периодами особенно острой потребности в скорейшем избавлении, которую еврейский народ испытывал во времена гонений и преследований. Однако назвать точную дату не представляется возможным.
Важно отметить, что каждый нусах имеет свои источники и объяснения, основанные на учении Каббалы. Подобно тому, как у двенадцати колен Израилевых были свои уникальные особенности, свой нусах и свое знамя, которые соответствовали духовным корням членов этого колена, так и каждая еврейская община имеет свои характерные традиции и обычаи. Согласно этому принципу, человеку следует придерживаться тех обычаев и того нусаха, которые приняты в общине, к которой он принадлежит.