Вопрос:
Здравствуйте! В связи с прочтением Теилим возник вопрос: во многих из них царь Давид недвусмысленно призывает всевозможные беды на голову своих врагов. И тут понятно, у него руах акодеш, он знает как и что и про кого можно говорить, но если простой смертный, читая эти строки будет от всей души желать бед своему врагу, и призывать Всевышнего отомстить за его обиду, наказать его врагов, не будет ли это проблемой? Не навлечет ли он тем самым на себя беды и проблемы?
Спасибо
Ответ:
Шалом!
Ваш вопрос затрагивает глубокие аспекты понимания Теилим (Псалмов) и заслуживает тщательного рассмотрения.
Действительно, в некоторых псалмах царь Давид использует весьма сильные выражения, которые на первый взгляд могут показаться призывами к мести или жестокости. К примеру, в Теилим 109:6-15 мы читаем: «Поставь над ним нечестивого, и обвинитель пусть стоит по правую руку его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою…»
Однако для правильного понимания этих слов необходимо обратиться к более глубокому толкованию.
В Гемаре, в трактате Брахот 10а, приводится весьма поучительная история: «Было несколько разбойников по соседству с раби Меиром, которые сильно досаждали ему. Раби Меир молился, чтобы они умерли. Его жена Брурия сказала ему: «Почему ты так думаешь? Потому что написано (Теилим 104:35): ‘Да исчезнут грешники’? Но разве там написано ‘חוטאים’ (грешники)? Написано ‘חטאים’ (грехи)! Кроме того, посмотри на конец стиха: ‘и нечестивых не будет более’. Когда грехи исчезнут, нечестивых больше не будет!» Она посоветовала: «Лучше молись, чтобы они раскаялись, и нечестивых больше не будет». Он помолился о них, и они раскаялись.»
Этот отрывок учит нас важнейшему принципу: мы должны молиться об уничтожении греха, а не грешников. И это мы постигаем из слов самого царя Давида!
Следовательно, когда в Теилим говорится о врагах, подразумевается не конкретные люди, а зло, которое они олицетворяют. Враги Давида – это враги святости, те, кто противостоит Божественному замыслу. Поэтому царь Давид молил об искоренении сил нечистоты, исходящих из них и противящихся святости.
В подтверждение этому мы видим, как сам Давид относился к своим врагам с любовью и состраданием. В Теилим 35:13-14 он свидетельствует: «А я, когда они болели, одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как ради друга, как ради брата; я ходил скорбный, как по матери, сетуя и поникая.»
Разве можно представить, чтобы человек одновременно постился и молился за кого-то, и в то же время желал ему смерти? Очевидно, что когда Давид молится об уничтожении своих врагов, он имеет в виду искоренение зла, которое они несут, а не физическое уничтожение самих людей.
Поэтому, читая Теилим и встречая подобные выражения, мы должны понимать их в духовном смысле. Нам не следует, упаси Б-г, иметь в виду конкретных людей, даже если они причинили нам зло. Вместо этого мы должны направлять наши мысли на искоренение зла и страданий в мире.