Америка против союзников: отказ от бомбардировки Освенцима
В прямом и резком упреке клаузенбергский Ребе заявил, что американцы и англичане несут свою вину вместе с Гитлером.
“Америка и Англия несут свою вину вместе с Гитлером, потому что у них была возможность бомбить железные дороги, ведущие в Аушвиц, или газовые камеры.”
Этот резкий упрек был адресован Клаузенбергским Ребе непосредственно генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру в 1945 году, согласно новому израильскому документальному фильму «Астир Панай».
Ребе, его жена и 9 из 11 их детей были отправлены в Освенцим в 1944 году. Различные истории описывают его часто голодающим из-за отказа от некошерной пищи в лагере. Он был переведен в рабочую бригаду в руинах Варшавского гетто, а затем пережил несколько маршей смерти в суб-лагерях Дахау, прежде чем союзники освободили этот регион в конце апреля 1945 года.
Ребе попал в Фельдафинг, лагерь, созданный американскими оккупационными силами около Мюнхена. Жена Ребе и десять их детей были убиты нацистами несколькими месяцами раньше. Старший сын пережил Холокост, но вскоре все равно скончался, и Ребе не знал о его судьбе.
В Йом Кипур в 1945 году генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе, а впоследствии и президент Соединенных Штатов, посетил Фельдафинг. В документальном фильме Реб Моше Райх описывает события того дня, исходя из того, что слышал от своего тестя, Реб Яакова Ицхака (Горовица) Барминки, Цанз-Клаузенбергского хасида, который был с Ребе и в Освенциме, и в Фельдафинге.
По словам Райха, узники лагеря разделились во мнениях по поводу того, кто должен иметь честь приветствовать генерала Эйзенхауэра и выступать на церемонии приветствия. «Коммунисты заявили, что они имеют право на это, потому что они [Советы] освободили Освенцим», — вспоминал Райх. Сионисты сказали, что это их миссия, поскольку они строят свое государство. В итоге «в качестве компромисса» все отправились к Ребе и сказали, что он, как святой человек, должен быть тем, кто поприветствует Эйзенхауэра. И дали ему лишь одно напутствие: он не должен говорить так, будто это проповедь, и чем рассказывать всю историю Холокоста, скорее ему следует сосредоточиться на возрождении ».
“Можно было бы спасти миллион евреев … Если бы американцы вмешались чуть раньше, это бы случилось.”
В фильме Райх продолжает: «Ребе ничего не ответил на их советы. Эйзенхауэр прибыл. Когда Ребе поднимался на подиум, он попросил талит и надел его. Было слишком поздно, чтобы кто-нибудь мог что-то сделать, потому что Эйзенхауэр уже приехал. Ребе напомнил обо всех событиях Холокоста. Он сказал: «Америка и Англия несут на себе вину вместе с Гитлером, потому что американцы знали о происходящем в лагерях смерти как минимум несколько лет. Они имели возможность бомбить железнодорожные пути, ведущие к Освенциму. Они могли уничтожать места, где евреи были убиты. Мог быть спасен миллион евреев — включая всех евреев Венгрии. Если бы американцы вмешались чуть раньше, все могло бы быть иначе ».
Ребе говорил на идише. Синхронный перевод для генерала осуществлялся лейтенантом Мейером Бирнбаумом, молодым ортодоксальным еврейским солдатом из Бруклина, который был среди американцев, управляющих такими лагерями, как Фельдафинг. «Лейтенант Бирнбаум сказал мне, что у Эйзенхауэра были слезы на глазах, когда Ребе закончил», — рассказал Моше Рейх в эксклюзивном интервью.
«В то время Ребе не знал всех подробностей о запросах, которые были сделаны союзниками Америки, с целью инициации бомбежки Освенцима», — отметил Райх. «Он говорил в целом об очевидном факте: что они бомбили в этом районе и могли поразить так же и Освенцим. Но после войны, когда Ребе снова женился, он приблизился к Раву Михоэлю Дову Беру Вейсмандлу, (который и сделал этот шидух), и оба они стали членами семьи Рава Шмуэля Давида Унгара. Рав Вайсмандл сказал Ребе об усилиях, направленных на то, чтобы заставить американцев бомбить Освенцим, и позже Ребе неоднократно упоминал этот вопрос в беседах со своими хасидами.
Рав Вайсмандл был частью группы активистов-спасателей в Чехословакии и Венгрии, которые в 1944 году получили подробные карты Освенцима от двух беглецов. Тогда раввин отправил многочисленные послания еврейским лидерам за границу и дипломатам союзников, призывающим к бомбардировке железнодорожных путей, ведущих к Освенциму, а также к ударам по газовым камерам и крематориям. Его просьбы были направлены старшим должностным лицам администрации Рузвельта, но они были отклонены.
Затем генерал Эйзенхауэр спросил Ребе, нужно ли ему что-то. И у него была одна просьба.
По словам Райха, после всего генерал Эйзенхауэр спросил Ребе, может ли он сделать что-то для него. «Ребе мог попросить визу в Америку или любую вещь вещь», — сказал Рейх. «Но у него была одна просьба: всего через 4 дня должен был начаться Суккот, а у Ребе не было арба миним (четырех видов растений). Эйзенхауэр отправил арба миним Ребе, и они прибыли незадолго до начала Йом Това».
На веб-сайте Мемориального музея Холокоста США описывается визит генерала Эйзенхауэра в Фельдафинг, но не сообщаются слова Ребе. На сайте Яд Вашем цитируются выдержки из «проповеди Ребе в Йом-Кипур», и неясно, относятся эти слова к обращению Ребе к Эйзенхауэру или к другой драше, который он давал в тот Йом-Кипур. В любом случае Яд Вашем так же не упоминает о замечаниях Ребе по поводу бомбардировки.
Премьера «Астир Панай» совпала с новым спором: историк Мемориального музея Холокоста США Ребекка Эрбелдинг предположила, что у администрации Рузвельта были веские основания, чтобы отказаться от бомбежки Освенцима.
В интервью Times of Israel 15 апреля Ребекка говорит:
«Я очень осторожна отношусь к словам о том, что бомбардировка газовых камер спасла бы много жизней … Бомбардировка убила бы много людей. В Освенциме насчитывалось около 100 000 человек [в 1944 году]. И если бы США разожгли костер в лагере, большая часть людей погибла бы ».
Заявления Эрбелдинг довольно спорны. Фактически ряд еврейских организаций призывал правительство США бомбить Освенцим в 1944 году и попросил не «ковровых бомбардировок», а для точных ударов либо по газовым камерам и крематориям, либо по железным дорогам, по которым сотни тысяч Евреи отправлялись на смерть.
Союзники осуществили ряд успешных бомбардировок в ходе Второй мировой войны, включая нападение на ракетную фабрику в концлагере Бухенвальд. Самолеты попали в завод, но не ударили по казармам заключенных. Еще один известный случай — когда с высочайшей точностью британские самолеты атаковали немецкую тюрьму в Амьене (Франция) и бомбили сторожевую башню и внешние стены так, чтобы сотни заключенных могли сбежать.
Эрбелдинг является одним из кураторов спорного экспоната в Музее Холокоста США под названием «американский ответ на Холокост». Он был представлен публике на этой неделе и представляет собой ревизионистский вариант ответа президента Франклина Д. Рузвельта на нацистский геноцид: “Администрация президента могла мало что сделать для спасения евреев.”
Но историки, изучавшие этот вопрос, указали, что американские самолеты действительно несколько раз пролетали над Освенцимом летом и осенью 1944 года. Тогда они бомбили немецкие нефтяные заводы, находившиеся менее чем в пяти милях от газовых камер. Поэтому удар по газовым камерам или железным дорогам был вполне возможен. Поскольку ежедневно было отравлено 12 000 евреев, даже кратковременное нарушение процесса массового убийства спасло бы много жизней.
Похоже, Клаузенбергский Ребе согласился бы с этим.