Введение
Ошеа бен Эла (или Хошеа бен Эла, в русском произношении: Осия, сын Елы) был последним царём Израиля (Северного Царства) перед его окончательным падением и изгнанием десяти колен. Его правление и события, связанные с ним, описаны во Второй книге Царей (Мелахим 2).
Восхождение к власти
Ошеа бен Эла пришёл к власти через заговор против предыдущего царя, Пекаха бен Ремалияу. Это произошло на двадцатом году правления Йотама бен Узиягу, царя Иудеи (Мелахим 2 15:29-30). Судя по всему, этот заговор был организован в сотрудничестве с ассирийским царём Тиглат-Пилесером, который в это время нападал на Израиль. После убийства Пекаха, ассирийский царь поддержал Ошеа бен Элу, чтобы тот стал новым царём Израиля.
Подчинение Ассирии
Ошеа бен Эла признал власть ассирийского царя и начал платить ему дань. В Танахе эти годы правления не засчитываются ему, поскольку он находился в зависимости от Ассирии. Однако, на двенадцатый год правления Ахаза, царя Иудеи, Ошеа восстал против ассирийцев и начал править самостоятельно (Мелахим 2 17:1).
Война с Ассирией
Ассирийский царь Шалманасер V пошёл войной против Ошеа бен Элы. Ошеа подчинился и снова начал платить дань. Однако, когда Ошеа попытался заключить союз с Со, царём Египта, и прекратил платить дань Ассирии, ассирийский царь арестовал его. Затем ассирийцы напали на Израиль, осаждали Самарию три года и в конце концов захватили её. После этого жители Израиля были отправлены в изгнание в различные области Ассирии (Мелахим 2 17:1-6). Это событие стало известным как изгнание десяти колен.
Судьба Ошеа
Ошеа бен Эла был заключён в тюрьму в Вавилоне, где он провёл остаток своей жизни и умер. В Танахе сказано, что он делал зло в очах Господа, но «не как цари Израиля, которые были до него» (Мелахим Бет 17:2).
Деятельность Ошеа по отношению к религии
Согласно сказанному в Талмуде, Ошеа бен Эла отменил сторожевые посты, которые установил Йеровам на дорогах, чтобы предотвратить восхождение израильтян в Иерусалим для паломничества. Ошеа позволил израильтянам свободно выбирать, куда идти на поклонение (Танит 30б). Несмотря на это, израильтяне так и не стали массово подниматься в Иерусалим для паломничества (Гитин 88а).