Вопрос:
Здравствуйте! Почему, когда мы делаем кидуш, мы покрываем халы?
Ответ:
Шалом!
Тур (Орах Хаим, 271) приводит две причины обычая покрывать халы во время кидуша:
- По общему правилу, когда перед нами есть хлеб и вино, и мы хотим употребить и то, и другое, необходимо сначала произнести благословение над хлебом, так как он считается более важным, чем вино. Однако во время кидуша требуется благословить вино раньше хлеба. Чтобы не нарушать установленный порядок благословений, халы покрывают. Это же относится и к другим мучным изделиям (мезонот) — их тоже следует покрыть во время кидуша, поскольку над ними тоже произносят благословение раньше, чем над вином.
Когда кидуш совершается публично после утренней молитвы, все, кто планирует пить вино после кидуша, должны накрыть лежащие перед ними пироги или булочки. Те же, кто не собирается пить вино, не обязаны их накрывать.
Согласно этой причине, необязательно класть халы на стол во время кидуша, их нужно покрыть только если они уже находятся на столе.
- Существует еще одно объяснение покрытию хал — две субботние халы символизируют ман (манну), которым питались евреи в пустыне. Ман был покрыт росой сверху и снизу. Поэтому халы кладут на скатерть и накрывают другой скатертью или салфеткой сверху.
В соответствии с этим объяснением, есть такие, которые кладут халы на стол и покрывают их еще до начала кидуша – в память о мане. Есть и такие, кто оставляет халы накрытыми до окончания благословения «Амоци». Есть и те, кто по этой причине накрывает халы и перед третьей субботней трапезой.
Надеюсь, это объяснение помогло вам понять смысл данного обычая.