Вопрос:
После Йом Кипура, когда еврейский народ получает прощение и начинает как бы с чистого листа, возникает вопрос: почему уже в Маарив мы продолжаем просить прощения в благословении «Слах лану» в молитве Амида? Ведь мы только что были прощены и поднялись на более высокий духовный уровень.
Ответ:
Постараюсь написать несколько ответов на Ваш интересный вопрос.
Во-первых, Талмуд в трактате Мегила объясняет порядок благословений в молитве Амида (Мегила 17б). Согласно ему, после того как мы просим о даровании разума в предыдущем благословении, мы осознаём свои ошибки и стремимся вернуться к Богу. Поэтому логично после покаяния просить прощения, и шестое благословение посвящено именно этому. Эти слова Талмуда показывают, что эти благословения не всегда являются просьбами о том, что нам требуется в данный момент, а отражают общую структуру нашего духовного пути.
Кроме того, существуют грехи, которые не искупаются только через Йом Кипур. Например, грех «хилуль Ашем» (осквернение имени Бога) или проступки против другого человека, если у него не было испрошено прощение (Йома 85б). Поэтому мы продолжаем просить прощения даже после Йом Кипура, чтобы очиститься от этих грехов.
Также сказано, что даже если человек просил у Творца прощения в один Йом Кипур, он должен продолжать делать это и в следующий (Шульхан Арух, Орах Хаим, 637:2).
Наконец, необходимо просить прощения и за небольшие проступки. Даже если человек молился с недостаточным намерением или имел неподобающие мысли, ему следует обратиться к Богу с просьбой о прощении. Поскольку всегда есть возможность для таких ошибок, просьба о прощении остаётся актуальной и короткое время после окончания Йом Кипура.