Итак, вы собираетесь помолиться: садитесь, открываете свой молитвенник. Вы готовы вознестись вместе со своей молитвой и получить духовный заряд на весь день. Хотите подняться по ступеням духовных уровней и почувствовать настоящую, интимную связь с вашим Творцом.
Но перед этим надо сделать паузу.
Есть такое понятие как step zero – «нулевой шаг». Перед тем, как решительно шагнуть вперед, еще надо кое-что сделать. Протестируйте себя. Тяжело на сердце? Тянут вниз какие-то обиды? На этом «нулевом шаге» удалите засоры, изгоните всякую ненависть из своего сердца.
Талмуд учит: а-шма ле-ознеха ма ахе-aта моци ми-пиха — «Сделайте так, чтобы ваши уши слышали то, что происходит из ваших уст».
Святой Зоар объясняет эту фразу следующим образом: прежде чем молиться, нужно настроить себя так, чтобы каждое слово, вышедшее из уст, было осознанным и прочувствованным. Свои слова надо поистине слышать. Слушайте же себя так, чтобы каждое отдельное слово становилось молитвой, а не чем-то вроде того, что говорит попугай.
Но кто в данном случае назван «ты»? Слово ата (ты) относится к уровню, который является источником всех еврейских душ, называемым Кнесет Исраэль. На этом уровне все евреи едины, едины все души. Я не могу злиться на кого-то, потому что на уровне душ мы едины и святы.
Вы хотите молиться? Хотите получить доступ к глубоким уровням духовности? Знайте, что, если вы отключены от других, разъединено само ваше существо. Это похоже на то, что вам как бы не хватает одной из конечностей. Поскольку его или ее душа является частью вашей, вы отключены от какой-то части своей собственной души. Когда вы ненавидите другого еврея, то ненавидите часть самого себя.
Запомните, что когда есть единство, Бог отдыхает, а когда мы разъединены, Его Имя неполно. Ради того, чтобы соединиться с Ним, вам нужно объединиться со всеми евреями, чтобы они дополняли вас и вы все составляли одно целое.
Вот почему мы молимся, говоря о себе во множественном числе. В Амиде мы говорим: Бархейну Авину кулану ке-эхад — «Благослови нас, Отец наш, всех как одного».
И даже прощения мы просим во множественном числе: Слах лану Авину ки хатану — «Прости нас, Отец наш, за то, что мы согрешили …»
Благодаря объединению сил молитва не будет раздроблена, хотя каждый еврей «поет» свою собственную мелодию, свою «песню». И, если каждый еврей настроится на единство нашей всеобъемлющей общей души, тогда молитва станет песней песен – многоголосой единой песней всех еврейских душ, объединенных в одно целое.
Вот почему принято говорить перед молитвой: Арейну мекабель алай мицват асе шель ве-ахавта ле-реаха камоха — «Вот, я принимаю на себя заповедь “Люби своего ближнего, как самого себя”».
Так что сделайте глубокий вдох. Избавьтесь от сдерживаемых разочарований и обид. Отпустите их полностью.
И только тогда начинайте молиться.
Источник: Ликутей Тора, Шир а-Ширим.
Сноски
- Брахот, 13а.