К сожалению, как мы знаем, история пути сынов Израиля в Землю Обетованную наполнена как положительными, так и отрицательными событиями. Амалекитяне внезапно развязывают против евреев войну, разведчики вводят народ в заблуждение страшными рассказами, одна за другой следуют постоянные жалобы на голод и жажду, завистники Моше разжигают в стане мятеж, обостряются отношения с разными народами, живущими в пустыне, а из раза в раз повторяющаяся неблагодарность Всевышнему вызывает мор.
В главе Хукат мы находим упоминание об одном любопытном малоизвестном происшествии, которое практически свело на нет весь прогресс, которого успел достичь народ.
Вот что произошло: Аарон-первосвященник скончался на вершине горы Гор. Его уход из жизни привел к исчезновению очень важного элемента существования сынов Израиля — Облаков Славы. Эти плотные облака, чудесным образом сопровождавшие евреев во время странствия по пустыне, не просто были защитным барьером от потенциальных опасностей, но и выступали в качестве своеобразного почетного караула для народа, придавая ему особый статус и удерживая окружающие народы от нападения на него. Это знак уважения Всевышнего был послан евреям в заслугу Аарона. И когда тот умер, облака исчезли.
Лишившись статуса неприкосновенности, Израиль стал уязвимым для внешних угроз. Царь Арада обрадовался их кажущейся слабости и решил атаковать. Евреи молились и в итоге одержали победу, но их боевой дух был сломлен. Смерть Аарона и внезапное нападение врагов заставили их сомневаться в истинности пути, которым они следуют, а потому сыны Израиля решили вернуться в единственную землю, которую хорошо знали — в Египет. Они развернулись и пошли назад, дойдя до Мосерота, где благодаря бурным протестам колена Леви отступление было наконец остановлено и евреи снова продолжили свой путь в Землю Израиля.(1)
Что могло побудить народ бывших рабов вернуться в страну своих кошмаров? Неужели они успели напрочь позабыть обо всех ужасах рабства? И почему это полное паники решение было принято именно после смерти Аарона и исчезновения Облаков Славы?
История странствия по пустыне сынов Израиля, постепенно приближающихся к своей конечной цели, — это история любого человека или общества, находящегося на пути к своему идеальному состоянию. И каждая деталь этой истории содержит бесконечное количество возможных уроков, которые мы могли бы выучить как на пользу наших персональных странствий, так и для более глобальных. Например, возможно, мы могли бы рассмотреть этот конкретный эпизод в контексте принятия (в обществе) людей с ограниченными возможностями.
Тема принятия и непринятия символически пересекается с понятиями о Египте и Земле Израиля. На иврите Египет называется Мицраим, что буквально означает «ограничения». Это земля определяется границами, которые она проводит между свободными людьми и рабами. Эти границы произвольны. Поработители решают, чьи свободы ущемляются, чья возможность взаимодействовать с обществом ограничена. Они устанавливают ограничения, дискриминируя одних и отдавая предпочтение другим.
Земля Израиля — это «страна, о которой Бог, Всесильный твой, заботится всегда».(2) Это то самое пространство, в котором Всевышний желает присутствовать в полной мере. А таким может быть только то место, где каждый человек ценится за присущее ему достоинство, за Божественную искру в его душе.
Таким образом, получается, что странствие по пустыне — это извилистый путь от идеологии непринятия к идеологии принятия. Кто руководит этим продвижением? Кто прокладывает путь вперед и навязывает людям мотивы и намерения? Облака Славы и Аарон.
Сказано, что Облака наделяли людей достоинством. Это достоинство окружало их, как свойственно облакам — абсолютно и полностью. Никто не оставался вне оказываемой Облаками чести. Эта Божественная защита демонстрировала, что внутри облачных невидимых стен все имеют значение, никто не забыт и не остался незамеченным.
Функция облаков Славы полностью соответствовала тому, чем занимался Аарон. Сказано про него, что он был «любил мир, стремился к миру, любил каждое творение Всевышнего».(3) На всей земле не было ни единого творения, в котором Аарон не видел бы Божественной искры. Его любовь была как облако, которое покрывало весь народ, не делая различий между людьми.(4) Чтобы двигаться по направлению к стране свободных людей, удаляясь от рабства, мы должны были идти во главе с Аароном и его Облаками Уважения и Достоинства.
Но когда Аарон скончался, его удивительные Облака Славы так же покинули еврейский народ. И это привело к тому, что люди задумались вернуться в Египет, в страну, где кому-то в обществе даются личные привилегии, а кому-то, кто считается недостойным, ограничивается доступ к нормальной жизни.
Без постоянного присутствия Аарона в стане сынов Израиля дальнейший путь мог быть прерван, потому что Земля Обетованная стала восприниматься как разочаровывающая мечта, а евреи вернулись к предрассудкам, заложенным в их умах.
Рассказ о попытке евреев вернуться Египет после ухода Аарона является яркой иллюстрацией того, что происходит с народом, который покидают его защитные Облака Славы. Когда общество теряет универсальный принцип принятия, когда Облака Славы больше не распахивают перед людьми свои широкие объятия, те возвращаются к своим худшим инстинктам, в страну рабства.
Мишна призывает всех нас «быть учениками Аарона».(5) Если ценности, которые он пытался нам привить, находят отражение в наших сердцах, а его Облака Славы постоянно направляют наш разум, мы сможем войти в Святую Землю и стать полноценным обществом, стремящимся к справедливости и равноправию.
Сноски
- Раши на Бемидбар, 26:13.
- Дварим, 11:12.
- Пиркей Авот, 1:12.
- См. Ликутей Сихот, т. 2, стр. 335.
- Пиркей Авот, 1:12.