Когда разведчики вернулись после выполнения своей миссии, они, к сожалению, сообщили только плохие новости. Одна из них состояла в том, что они видели великанов, живущих в стране, и по сравнению с ними чувствовали себя как саранча, подобно которой они (по их мнению) были в глазах великанов.
В Мидраше (Бемидбар Раба 16:11) сказано, что Всевышний простил разведчикам то, что они чувствовали себя как саранча, но Он не простил их за то, что они утверждали, что являются ею в глазах великанов, т.к. на самом деле они выглядели в их глазах как ангелы.
Хофец Хаим пишет, что мы учим из этого, что, когда мы теряем веру в себя и начинаем плохо о себе думать, возникает уверенность в том, что и другие так о нас думают, хотя зачастую это не так.
Это стало началом падения этих великих людей, т.к. человека, который сам себя не уважает и потерял веру в себя, уже ничего не спасет и он ни перед чем не остановится.
И об этом сказано в Пиркей Авот (2:13):
«И не будь грешником в своих глазах».
Рамбам объясняет:
Запрещено считать себя большим грешником, негодяем, конченым человеком. Ведь такой человек, отчаявшись, перестанет бояться греха. Он подумает: «Столь многочисленны грехи мои, что и не важно теперь: одним больше, одним меньше. Одно доброе дело меня не спасет, да и еще один грех не погубит.
Здесь важно заметить, что это вовсе не значит быть “наполненным” гордостью и высокомерием и смотреть на всех свысока. Это значит, что человек должен знать о величии своей души и о большой и важной миссии, с которой Господь послал его в этот мир. Поэтому необходимо, чтобы у человека был баланс между признанием собственных способностей и собственного потенциала и конструктивной самокритикой и осознанием собственных недостатков.
Рабейну Йона (Шаарэй Авода, глава 1) пишет, что первое требование для работы над собой заключается в понимании собственного величия, т.к. человек без этого не видит причины исправляться и, соответственно, не сможет выполнить свою задачу в этом мире.
Перевод с немецкого: Этель Дрейшнер.