«Когда проказа будет на человеке»
Ваикра (13:9)
Нааман, военачальник Арама, был поражен проказой. Его служанка родом из страны Израиля рассказала ему, что в Шомроне есть пророк, который в силах его вылечить. Послал царь Арама к царю Израиля вестника и сообщил, что шлет к нему своего военачальника для исцеления. Тогда царь израильский порвал на себе одежду и воскликнул: «Всесильный я что ли, чтобы умертвлять и оживлять, чтобы этот слал ко мне снять с человека проказу его?!»
Послал к нему пророк Элиша сообщение: «Зачем ты порвал одежды свои? Пусть придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». И Нааман действительно исцелился, после чего сказал пророку: «Вот узнал я, что нет Всесильного ни в одной стране, кроме Израиля!» (Млахим 2, 5).
Святой гаон раби Мордехай Сасон из Багдада тоже освящал Имя Всевышнего на глазах у народов. Однажды заболел один из сыновей великих князей в Багдаде, и никто не мог найти для него лекарства. Когда его родители увидели, что надежды больше нет, и что врачи отчаялись, они поспешили к дому рава со слезами и горьким плачем и стали умолять, чтобы он спас их драгоценного сына, стоящего на пороге смерти.
Раби Мордехай Сасон решил освятить Имя Небес в мире и показать перед всем народом, что есть Всесильный в Израиле, который «исполняет желания трепещущих перед Ним и вопль их слышит, спасая их». Но все это – при условии, что примут на себя обещание никогда не вредить евреям. Естественно, родители это условие приняли, и раби Мордехай Сасон начал молиться. В тот момент сыну полегчало, и через короткое время он вернулся к здоровому состоянию.
В знак признательности князь подарилраву дорогую рубашку с вшитым хрусталем вперсидском стиле. Рав одел ее, чтобы благодаряэтому помнили освящение Имени Небес.
Его начали называть «мудрец Сасон Аджамай»(то есть персидский – из-за персидской рубашки).
После исцеления проказы Наамана пророком Элишей не сообщается ни о каком продолжении.Каким образом его проказа прилипла к Гехази,ученику Элиши, который «проявил дерзостьперед своим учителем и впал в нечистую болезнь» (Рамбам, Авот 2:10)? Мы сталкиваемся с этим в Афтарек нашей недельной главе: «Четверо людейпрокаженных» (Млахим 2, 6). Как говорит Гмара (Санедрин 106 б), это – Гехази и трое его сыновей. Онбыл выдающимся знатоком Торы, но пренебрегпочтением к своему учителю, назвав его поимени, и был изгнан из обоих миров (Санедрин 90 а).
Отсюда мы учим, насколько это тяжкий грех –пренебрегать уважением к учителям и раввинам.
Сказал рав Йеуда: «Иерусалим был разрушен лишь за то, что презирали в нем мудрецов, как сказано: «И обижали посланников Всесильного, презирали слова Его, издевались над пророками Его, пока не поднялся гнев Б-жий на народ Его, и не было исцеления» (Майян а-Шавуа).