Обязанность
Если человек был избавлен от опасности и страданий или преодолел их, это, безусловно, милость Творца, и необходимо поблагодарить Его, сказав благословение «А-гомель» (что значит «спасающий, освобождающий»). Наши мудрецы усматривают эту обязанность в Теилим (107).
Текст благословения а-гомель
Вот это благословение: «Барух ата Адонай, Элоhейну Мелех ha-oлам, а-гомель лахаявим товот, ше гмалани коль тов» («Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что даровал мне добро»).
Кто должен говорить благословение а-гомель?
Кто это должен произносить, формулирует Талмуд (Брахот, 54б), основываясь на стихах вышеупомянутого псалма:
а) тот, кто путешествовал по морю и добрался невредимым до берега;
б) тот, кто пересёк пустыню и прибыл невредимым в населенный пункт;
в) больной, выздоровев;
г) заключенный, выйдя на свободу.
Рассмотрим эти категории.
Кто плыл по морю и пересёк пустыню
Путешествия чреваты всевозможными опасностями. Однако в наше время, если человек отправился недалеко, из города в город, его жизни вряд ли может что-то угрожать, поэтому в таком случае благословение «А-гомель» не произносят. Так принято у ашкеназов.
Есть и другое мнение: благословение следует сказать, если человек был в дороге в течение 72 минут и более. Так принято у сефардов.
Тот, кто преодолел опасный путь, должен сказать благословение, причём независимо от того, сколько находился в пути. Этого мнения придерживаются все.
Путешествие на самолете
Согласно большинству мнений, совершив перелёт на самолете, следует сказать благословение.
Больной
Есть два мнения, о каком больном идет речь. Согласно одному, если у человека была опасность для жизни (даже если прошла операция на одном из внутренних органов под местным наркозом), несомненно, он должен произнести Биркат а-гомель. Согласно другому мнению, благодарить должен любой больной, который провёл не менее трех дней в кровати.
Ашкеназы придерживаются первого мнения, сефарды второго. Не будет лишним посоветоваться с раввином.
Спасение от любой опасности
По мнению ашкеназов, в какой бы опасности ни находился человек, преодолев её, он должен сказать благословение. Сефарды считают, в обычном случае благословение говорят, не упоминая Имя Творца.
Где и когда говорят Биркат а-гомель
Благословение следует произносить в миньяне — это кворум из десяти мужчин. Если его произносит мужчина, он может быть частью того миньяна. Желательно, чтобы двое из десяти были знатоками Торы. Однако, если нет возможности сказать благословение в миньяне, можно произнести его в одиночестве (Мишна Брура, 219:8).
Благословение произносят в дни, когда выносят свиток Торы, после его прочтения. Хорошо это сделать в течение 30 дней после спасения, но можно и позже.