Вопрос
Скажите, почему Десять Заповедей начинаются словами: «Я – Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из Земли Египетской». На первый взгляд, Господь должен был открыться евреям как Творец земли и неба и всего существующего на них, ведь это гораздо глобальней, чем вывод евреев из Египта.
Ответ
Рабби Йеуда Галеви в своей книге Кузари дает ответ на этот вопрос, и он заключается в следующем.
Еврейская религия не основывается на слепой вере, а на конкретных убедительных фактах. Евреи не были свидетелями того, как Творец создавал мир, зато они видели и ощущали мощь и невероятные чудеса, с которыми Бог вывел их из Египта. Поэтому, говоря с еврейским народом на горе Синай, Господь открылся им не как Творец мира, а как тот, кого они знают благодаря их освобождению из Египта.
При исходе евреев Господь показал свою силу как Всесильный Бог, который создал весь мир и руководит им, знает обо всем, что происходит на земле, и ничто не может препятствовать исполнению Его желания. Захотел – и вывел, открывшись евреям как Б-г, «который вывел из земли Египетской», и весь мир узнал об этом факте.
Рабби Йеуда Галеви пишет, что подобным образом говорил Моше с фараоном. Он сказал фараону (Шмот, 7:16): «Бог евреев послал меня к тебе», то есть Бог Авраама, Ицхака и Яакова, о которых повсеместно было известно, что Творец общался с ними, руководил, творил ради них чудеса. Моше не сказал фараону: «Бог неба и земли» или «Меня послал Тот, Кто сотворил меня и тебя».
Рабби Йеуда Галеви приводит, что, когда хазарский царь обратился к еврейскому мудрецу с просьбой рассказать о вере евреев, он ответил следующим образом: «Мы верим в Бога Авраама, Ицхака и Яакова, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес; который питал их в пустыне и даровал им страну после чудесного перехода через рассеченное Красное море; который передал Тору через Моше, а после Моше много пророков продолжило его миссию. Они учили народ, какое вознаграждение ожидает тех, кто соблюдает Тору, и о карах, которые грозят тем, кто ее нарушает».
Еврейский мудрец говорил хазарскому царю о вере в Бога, который вывел наш народ из Египта и питал его в пустыне, и даровал евреям Святую Землю, а не о том Боге, который сотворил весь этот мир и поддерживает его существование.
Он вывел нас из египетского рабства чудесами, которые потрясли весь мир, открылся нам перед всем миром и дал нам особенные законы. Он сделал нас Своим народом, у которого с Ним своя история отношений, принципиально более важная, чем даже сотворение мира.
Еще об этом читайте статью «Доказательство истинности иудаизма».