Говорит Гмара (Трактат Шабат, 86): «Израиль, святые они». Когда мы видим, как миллионы евреев в Йом Кипур идут в синагоги, постятся и каются, молятся и просят записать их на добрый и благословенный год, когда вся страна отдыхает в этот святой день, отдыхает общественный и личный транспорт, отдыхают средства массовой информации, и дороги пустынны, а синагоги полны – мы взволнованно произносим: «Кто как Твой народ, Израиль» (Диврей аямим, 1, 17-21)…
Всё верно, но… Верно, что удивительно видеть миллионы евреев, идущих в синагоги. Это доказывает, что горит в них еврейское пламя, и угли еще не погасли. Они приходят в дом Г -спода просить у Него благ, веря и зная, что в Его руках жизнь и смерть, благословения и, не дай Б -г, проклятья. Но достаточно ли этого, чтобы заслужить добрый год?
Ответим на этот вопрос с помощью притчи. В ней рассказывается о богатом и богобоязненном человеке, который торговал вином. Однажды в его город приехал большой рав, и богач пригласил его к себе в гости. Откликнулся рав на его просьбу. Позаботился богач о том, чтобы почтить его, угостил по-царски и послал своего слугу принести из погреба вино: «Поторопись и принеси оттуда лучшее вино, старое вино! Оно находится в среднем ряду, в последней бочке. Налей из нее бутылку и сразу возвращайся!» Слуга поспешил выполнить приказ хозяина, а тем временем рав, сидя за столом, начал беседу, наполненную словами Торы, поучительными притчами, освещающими глаза и радующими сердце, и они не заметили, как прошло время. Через час вспомнил хозяин о вине – он хочет сделать с великим гостем “лехаим” и удостоиться его благословения. Но почему слуга еще не вернулся? Попросил хозяин прощения у рава и сам поспешил в погреб, посмотреть, в чем дело. Уже на лестнице он почувствовал: что-то случилось. Тяжелый, головокружительный запах вина ударил ему в нос. А когда он вошел в погреб, у него потемнело в глазах: весь пол был залит вином. Присмотрелся богач и увидел: краны некоторых бочек открыты, и вино вытекает из них.
«Что он наделал?! – закричал богач. – Какой огромный убыток он нанес мне! Но куда он делся, этот неудачник?!» Поиски продолжались недолго. Хозяин нашел слугу, лежащего в углу совершенно пьяным. Выяснилось, что слуга не положился на указание своего хозяина, а захотел проверить сам, какое вино лучше. Поэтому он решил попробовать из всех бочек… Он быстро опьянел и забыл закрыть краны. И причинил хозяину неисчислимый убыток, не говоря уже о стыде перед равом.
В гневе схватил богач слугу за плечи и стал трясти его, крича: «Что ты сделал. Смотри, как ты выполнил распоряжение!» Слуга открыл глаза, еще не протрезвев. «А, это ты, – сказал он хозяину, – хорошо, что ты пришел! Я давно хотел поговорить с тобой, я требую, чтобы ты увеличил мне зарплату. Она слишком мала и не соответствует моему уровню» …
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Жить весь год, как хочешь, пробовать запретные вина, разрушать и извращать, а в Рош ашана приходить и просить еще больших благ, “повышения зарплаты” – допустимо ли это?
Разумеется, мы будем просить еще лучшего года, но обязавшись исправить свои пути, быть лучше и послушнее. И тогда, несомненно, мы будем записаны на добрую жизнь и на мир (Майян амоед).