«И было, но окончании сорока дней открыл Ноах окно ковчега, которое он сделал, И выпустил ворона, и тот, выйдя, отлетал и возвращался, пока вода не высохла на земле» (Берешит 8:6-7).
Ноах не знал, подходит ли климат для человека и для животных на земле после потопа, и поэтому он послал ворона разузнать об этом. Ворон возражал против такого поручения и говорил Ноаху так: «Я знаю настоящую причину, почему ты посылаешь меня наружу! Тебе нужна моя помощница!»
Было ли возражение ворона обоснованным? Неужели он действительно полагал, что Ноах заинтересовался его помощницей, — вороной?
Зачастую думая определённым образом, мы полагаем, что и остальные думают так же. Хорошие люди обычно полагают, что всё хорошо. А человек, поступающий безрассудно и безнравственно, считает, что все вокруг поступают аналогично. Вор думает, что все крадут, алкоголик соображает, что все вокруг пьют. Ворон был одним из тех, кто ослушался Б-жьего повеления находиться в Ковчеге отдельно от своей пары до тех пор, пока мир не будет окончательно разрушен. Поэтому он и подозревал Ноаха в том, в чем сам был виновен — в незаконной деятельности1.
Существует некая тенденция — пытаться оправдать свои грехи утверждением: «А все так делают». Это далеко не всегда правда. Возможно, и вы считаете, что каждый поступает тем или иным образом, потому что так делаете вы!
Талмуд утверждает, что тот, кто обесценивает других, обесценивает и самого себя, ибо, как правило, он склонен к тому, чтобы обвинять других в своих собственных недостатках.
Например, если кто-то называет кого-то рабом, — это знак задуматься: возможно, оскорбляющий другого человек сам является рабом2. Если вы постоянно ругаете других, — это знак того, что вам нужен глубокий самоанализ, чтобы увидеть, откуда исходит ваша неблаговидная привычка.
С другой стороны, если человек постоянно хвалит окружающих, — это значит, что он и сам достоин похвалы.
Примечания:
- Рав Хаим Шмулевич. Остальными двумя были собака и Хам, сын Ноаха (Санѓедрин 108b).
- Кидушин 70b